Волжская Атлантида – так называют историки и краеведы десятки городов и сёл, которые затопили во время строительства водохранилищ и гидроэлектростанций. Некоторые селения переносили на новое место, другие навсегда скрывались под водой.
История затопленных городов в первую очередь ассоциируется с Калязиным. Дело в том, что калязинская колокольня – далеко не единственный, но самый известный, памятник легендарного рукотворного потопа. Причина в том, что из-за своей высоты и места расположения она не ушла под воду, не была разрушена и стала объектом вдохновения фотографов.
Троицкий Макарьев монастырь, основанный преподобным Макарием Калязинским в 1434 году, был одним из самых богатых и почитаемых в России. Его посещали Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович.
Осенью этого года в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась новая постоянная экспозиция «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященная результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря. На выставке можно увидеть результаты работы по изучению и сохранению коллекции фресковой живописи Троицкого Макарьева монастыря.
Фрески Троицкого собора, представленные на выставке, были созданы царскими иконописцами, известными по лучшим живописным циклам первой половины XVII века в Московском Кремле и Звенигороде. Монастырский ансамбль был уничтожен и затоплен в 1940 году при создании Угличского водохранилища, однако фрагменты настенной живописи были спасены силами экспедиции Академии архитектуры.
Экспозиция Музея архитектуры посвящена, с одной стороны, истории разрушенного калязинского монастыря, с другой – деятельности Музея по спасению и реставрации уникальных росписей.
В выпуске, посвященном выставке, директор Музея архитектуры Елизавета Лихачёва рассказывает о программе фресок Троицкого собора Троицкого Макарьева монастыря в Калязине, которые стали частью новой постоянной экспозиции Музея архитектуры.