21 мая 2020 года, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком мужском монастыре Псковской митрополии состоялся престольный праздник.
Утром в Успенском храме обители был отслужен молебен с водосвятием.
Затем состоялась торжественная встреча митрополита Евсевия (Саввина).
Божественную литургию возглавил игумен обители игумен Савва (Комаров) с сонмом священнослужителей монастыря.
За богослужением молились братия обители, паломники из Пскова и других городов России и Белоруссии.
Божественная литургия служилась на прихрамовой территории.
По окончании Литургии был совершен праздничный молебен с крестным ходом вокруг храмов обители. За алтарем собора было прочитано Евангелие и провозглашена «Вечная память» приснопамятному архимандриту Дамаскину.
После молебна митрополит Евсевий обратился к собравшимся с назидательным словом.
В завершение чином панагии братия и паломники последовали в трапезную Успенского храма.
Краткая справка
Монастырь основан среди болот в 1455 году афонским монахом преподобным Саввой Крыпецким, выходцем из Сербии.
Это был один из последних монастырей независимой Псковской Республики (в 1510 году Псков был присоединен к Москве). В 1487 году права нового монастыря были официально подтверждены на псковском вече. Псковский наместник, князь Ярослав Оболенский, принял активное участие в строительстве монастыря (известно, что при его участии был сооружен мост на дороге к Святым воротам монастыря).
В 1505 году в Крыпецком монастыре принял монашеский постриг преподобный Нил Столобенский, основатель Ниловой Столобенской пустыни.
В 1547 или 1557 годах в монастыре была построена каменная соборная церковь.
В середине XVI века в Крыпецком монастыре принял постриг преподобный Никандр-пустынножитель, основатель Свято-Благовещенской Никандровой пустыни и известный агиограф.
В 1581 году монастырь подвергся нападению одного из польских отрядов Стефана Батория. Благодаря ложным сведениям, полученным от одного русского крестьянина (он обманул поляков, уверив их, что в монастыре никого нет), осада не удалась: поляки были разгромлены скрывшимся в стенах обители русским отрядом.
В XVII веке в монастыре был пострижен государственный деятель Афанасий Ордин-Нащокин (монашеское имя – Антоний).
К концу XVII века монастырь обеднел. В начале XVIII века, после нескольких десятилетий запустения, обитель была восстановлена. К 1764 году за монастырем числилось 366 душ крестьян.
В 1764 году Крыпецкий монастырь объявлен заштатным. В 1805 году обитель переведена в 3-й класс.
В начале XIX века в монастырь часть приезжал митрополит Евгений (Болховитинов). Он оставил описание обители. При владыке на колокольне был достроен пятый ярус и появился в подклете Иоанно-Богословского собора придел пяточисленных мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста.
Во второй половине XIX века в Крыпецком монастыря жил блаженный монах Корнилий (Поляков), который стал известен впоследствии своими пророчествами и святой жизнью. К началу XX века Крыпецкий монастырь был одним из богатейших в России: в нем состояло 40 монахов, 21 послушник, а монастырские земельные угодья включали 3602 десятины земли.
В 1918 году монастырь закрыт, в 1922 г. из обители вывезены все ценности (многие из них бесследно исчезли), в 1923 г. прекращены богослужения в соборе.
Вплоть до 1950-х гг. в нижнем храме святого преподобного Саввы Крыпецкого располагались скотный двор и конюшня. В мае 1958 года над могилой св. Корнилия был сооружен деревянный храм с иконостасом, куполом и крестом (в сентябре того же года разобран и сожжен). В конце 1950-х монастырю угрожало полное уничтожение (его решено было взорвать), однако усилиями ученых-энтузиастов решение было отменено.
30 августа 1960 года постановлением Совета Министров РСФСР ансамбль Крыпецкого монастыря объявлен памятником республиканского значения и с тех пор находится под охраной государства.
В 1990 году монастырь передан Русской Православной Церкви. На территории Крыпецкого монастыря проведены реставрационные работы, некоторые полуразрушенные постройки разобраны и затем реконструированы. В монастыре возрождена монашеская жизнь. При обители есть гостиница на 50 человек для приема паломников.