В Кашинском краеведческом музее состоялась встреча с Николаем Онегиным – историком культуры, кандидатом культурологии, старшим научным сотрудником государственного Эрмитажа с краеведами, жителями и гостями города. Одна из тем встречи – объемная картина «Вид Сретенского монастыря города Кашина» (1914 г.), хранящаяся в Кашинском краеведческом музее.
Николай Онегин рассказал об истории создания Эрмитажа и его коллекций. Объемные картины изготавливались европейскими мастерами еще в XVIII столетии, и, вероятно, мода на них добралась до России в XIX веке. Исследователи отмечают разнообразие материалов для их изготовления – бумага, мелкие камешки, пробковое дерево. В разные времена менялась мода на сюжеты и технику исполнения этих картин.
В коллекции Эрмитажа хранится объемная картина-диорама с видом Благовещенского женского монастыря и улиц города Бежецка. Исследователя заинтересовало сходство диорам из Кашина и Бежецка, что возможно, дает основание полагать, что они изготовлены насельницами Сретенского женского монастыря в Кашине. Занятие резьбой из пробкового дерева в мастерских Сретенского монастыря подтверждается его описаниями, изданными в начале ХХ столетия.
На встречу пришла Наталья Пленкина, жительница Кашина, которая в детстве была знакома с одной из бывших монахинь Сретенского монастыря – Серафимой (Петуховой). Наталья поделилась своими детскими воспоминаниями, и рассказала, что после упразднения монастыря бывшая монахиня занималась живописью, и передала в дар музею одну из ее живописных работ и мольберт. Судьба монастыря и его монахинь после трагических событий начала ХХ столетия, вызвала оживленный диалог. Ценность объемных картин, хранящихся в музее, также и в том, что после утраты значительного количества построек монастыря, можно попытаться восстановить его архитектурный облик.
Александр Коршунов, краевед из Калязина, поделился своей информацией о возможном наличии подобных объемных картин с видами Калязинского Троицкого монастыря.
Вера Алексеевна Никонова, краевед, жительница Кашина, показала объемную картину из бумаги, изготовленную в 1870-х годах, приобретенную позднее семьей Вышеславцевых.. Клирик Вознесенского собора священник Александр Рычков, отметил, что подобные встречи помогают глубже узнать историю многочисленных кашинских храмов и монастырей.
Дата основания монастыря неизвестна, но в Тверском областном архиве хранится жалованная грамота тверского князя Бориса Александровича, данная им игумении Сретенского монастыря Феодотии с сестрами, от 1426 года. Это можно считать первым упоминанием обители в документах.
Монастырь был назван Сретенским, потому что первый на его территории храм был построен в честь Сретения Господня. Существует предание, что на этом месте вернувшегося из боевого похода кашинского князя Юрия Александровича встретила супруга Анастасия с новорожденным сыном Иоанном на руках. Поэтому приделы Сретенского собора освящены в честь мц. Анастасии Римляныни и праздника Рождества Иоанна Предтечи.
После революции, в 1918 году у монастыря были отобраны большой келейный корпус, игуменский корпус, некоторые хозяйственные постройки, конфискованы земли. В келейные корпуса были поселены беспризорники. В ноябре 1929 года церкви были закрыты, иконостасы и внутреннее убранство разграблены, колокола сброшены.
С конца 20-х гг. XX века до 1963 года в монастырских корпусах располагался детский дом, в Сретенском соборе – клуб льнозавода, а затем – детско-юношеская спортивная школа. В годы Великой Отечественной войны в монастырских постройках размещалось педучилище, эвакуированное из города Бологое. В 1963 г. на базе детдома открылась вспомогательная школа-интернат, в 1997 г. переименованная в специальную (коррекционную) школу-интернат.
В 1998 г. на территории бывшей обители восстановлена могила схимонахини Дорофеи, поставлен каменный памятный крест. К настоящему времени сохранились каменный игуменский корпус (XVIII-XIX вв.), 2 каменных корпуса (2-я пол. XIX в.) и 5 деревянных келейных домиков.