14 декабря 2018 года в рамках регионального этапа XXVII Международных Рождественских образовательных чтений в монастыре святых царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма состоялась конференция на тему: «Древние монашеские традиции в условиях современности».
В конференции, проходившей в Паломническом центре «Ганина Яма», приняли участие наместник монастыря игумен Леонтий (Козлов), наместник Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря игумен Иероним (Миронов), наместник мужского монастыря Свято-Косьминская пустынь игумен Петр (Мажетов), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря игумения Домника (Коробейникова), настоятельница женского Елизаветинского монастыря г. Алапаевска игумения Смарагда (Зыкова), настоятельница Сарсинского Боголюбского женского монастыря игумения Питирима (Лисицына), игумения Верхотурского женского монастыря Покрова Божией Матери матушка Магдалина (Сулеменова), братия обителей Екатеринбургской митрополии.
Открыл мероприятие правящий архиерей митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, преподавший архипастырское благословение и наставивший участников конференции на более активное участие в подобных мероприятиях. Владыка призвал монашествующих как можно чаще собираться для совместного общения, начинающегося совместным служением и причащением Святых Христовых Тайн.
Работу конференции открыл доклад схиархимандрита Авраама (Рейдмана), духовника Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга, «Внутренние и внешние трудности, с которыми встречается новоначальный послушник в монастыре».
Игумен Леонтий (Козлов), наместник монастыря святых царственных страстотерпцев, изучил тему «Кто несет ответственность за преуспеяние в монастыре?»
Игумен Петр (Мажетов), наместник Свято-Косминской пустыни Серовской епархии, озвучил доклад «Что значит нищета духа?»
Доклад игумена Иеронима (Миронова), наместника Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря Екатеринбургской епархии, был посвящен теме «"Кто ты: раб или свободный?" Что означает для современного молодого послушника свобода».
Иеромонах Корнилий (Зайцев), ректор Екатеринбургской духовной семинарии, выступил с темой «Наставления архимандрита Иоанна (Крестьянкина) современному монашеству (по письмам старца)».
Игумен Флавиан (Матвеев), наместник Екатеринбургского Крестовоздвиженского мужского монастыря, посвятил свое исследование теме «Современные технологии для молодых послушников: новая реальность или ловушка?»
Инок Антоний (Карпушин), насельник Свято-Троицкого Всецарицынского мужского монастыря Нижнетагильской епархии, представил участникам доклад на тему: «Новое поколение монашествующих: основные характеристики, особенности духовного развития».
Подводя итоги работы конференции, участники пришли к мнению, что идея свободы непосредственно связана с возможностью достижения человеком богоподобия как изначальной задачи бытия. И тогда оценка любых проявлений личности возможна, если предполагается свобода ее нравственного самоопределения, отметили на конференции. Смысл свободы заключается в возможности нравственной ориентации по отношению к реальному и идеальному мирам – в том, что нравственная ориентация человека в каждый отдельный момент временной жизни и в последний завершающий ее момент определяет его судьбу в вечности.
Монашествующие уверены, что человек, который не хочет жить по воле своего Творца, не желает быть рабом Божиим, отпадает от источника жизни и неизбежно становится рабом греха, страстей, а через них и темных сил, враждующих против Бога. Человек, совершая добрые дела, возносится на вершину, уподобляется ангелам, становится рабом Божиим и сыном Божиим по благодати.
Стремление человека к нравственному самоопределению предполагает осознанный выбор возможного пути, преодоления стихии страстей, беспечности и безответственности, порабощающих, опустошающих, томящих и разрушающих личность. Наилучшим местом для осуществления такого нравственного выбора является монастырь с правильно устроенной духовной жизнью.
Монах – человек, нацеленный на долгосрочные цели, достигающий их молитвой, подвигом отрешения от мира сего и свободой от текущего информационного потока.
Наместники, настоятельницы и братия обителей пришли к единому мнению, что само христианское и монашеское мировоззрение предопределяет личную ответственность за результаты духовного делания. В деле коллективного спасения невозможно преуспеть без ответственности на всех уровнях – отличия заключаются лишь в сфере ответственности. Игумен помогает монахам словом, и личным примером и ответственен за создание в монастыре условий для их спасения, а каждый монах – за приложение усилий. Без добровольного старания со стороны послушника ответственность за неудачу воспитания ложится на него самого. В духовном тандеме старец-послушник последний освобождается от необходимости принимать внешние решения, чтобы ответственно сосредоточиться на духовном делании.
В завершение конференции участники обсудили актуальность древнего святоотеческого предания, которое «советует нам быть внимательными к мысленным движениям ума, а разнородная братия заботой о чистоте ума привлекается к единодушию и единомыслию» (Фил. 2, 2).