11 марта 2018 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, епископ Среднеуральский Евгений, викарий Екатеринбургской епархии, совершил Божественную литургию в Державном храме монастыря Святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма.
Преосвященному владыке сослужили благочинный монастыря иеромонах Иов (Чумаченков), братия обители и духовенство Екатеринбургской епархии.
В завершение богослужения было совершено поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню.
Затем Владыка поздравил духовенство и прихожан с праздником и преподал архипастырское благословение.
Вечером этого дня епископ Среднеуральский Евгений совершил чин пассии со чтением акафиста Страстям Христовым в Царском храме монастыря Святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма.
Преосвященному владыке сослужили благочинный монастыря иеромонах Иов (Чумаченков), братия обители и духовенство Екатеринбургской епархии.
Во время Великого поста в храмах по воскресеньям совершается особое богослужение, посвященное Крестным страданиям Господа Иисуса Христа – пассия (от лат. passio – страдание). Служится она с акафистом Страстям Христовым. Пассия совершается обычно 4 раза в год – по числу евангелистов: во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья поста. Во время службы звучат молитвы и песнопения, составленные из богослужений Великой Пятницы – дня телесной смерти Господа. Эти молитвы мысленно возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Великого Поста – сораспятии со Христом.
Краткая справка
В Крестопоклонную Неделю совершается богослужение Честному и Животворящему Кресту Господню. И начинается оно в субботу вечером: на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо «Трисвятого».
Святой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными.
По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов».
Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен Иерусалимского Патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.
Предположительно, 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена Патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.