В Никольском женском монастыре Переславля-Залесского завершен основной объем росписей главного храма, многотрудная работа над которыми велась с 2006 года.
Величественный Никольский собор возведен на месте исторического, взорванного в 1923 году. Он был заложен в 1999 году по проекту переславского архитектора В. Н. Ижикова и возведен на средства известного мецената В. И. Тырышкина, также положившего начало росписям собора. Художественный образ собора был навеян архитектурными формами древнерусского зодчества, в отличие от исторического, построенного в XVIII столетии. В соборном храме также были сохранены три престола.
«Для монастыря это знаменательное событие, – говорит настоятельница обители игумения Евстолия (Афонина), – событие, которого мы долго ждали и которое должно духовно укрепить нас в нашем горении ко Господу».
«Любой храм расписывают не хаотично, а по заранее осмысленному плану на основе классической православной богословской концепции, – рассказал руководитель творческого коллектива, выпускник иконописной школы Троице-Сергиевой лавры Самсон Марзоев. – В основе главной идеи лежит мысль: храм как образ Царства Божия на земле. Через это нам раскрывается, что домостроительство Божие есть сотворение и спасение человека. Важную роль в выборе сюжетов сыграло посвящение храма святителю Николаю как ревнителю и защитнику догмата о Богочеловечестве Спасителя. Поскольку храм находится в женском монастыре, особое внимание уделено теме женского монашества и женского подвига».
«Конечно, сюжеты росписи в Никольском соборе можно прочитывать обычным образом, слева направо, – продолжил Самсон, – но мы заложили в нашу роспись идею параллелизма, когда главный смысл раскрывается на контрасте между двумя противоположными сюжетами. Например, над центральным входом подкупольного пространства слева мы видим сюжет “Омовение ног ученикам“, а справа – сцену “Воскрешение Лазаря“. Противопоставление этих сюжетов помогает нам лучше понять идею любви Бога к человеку. Образ “Омовения“ напоминает нам прощение грехов в Святом Крещении, слезы покаяния, очищающего нас от наших страстей, и, наконец, гостеприимство Бога, который принимает человека, как хозяин – гостя. Эти смыслы усиливает сюжет “Воскрешения“, напоминая нам о полном обновлении человеческой природы и всего творения».
При выборе стиля росписи иконописец ориентировался на жемчужину древнерусского храмоздания – Софию Киевскую. Выбор этот неслучаен: архитектура Никольского храма близка к древнерусским памятникам, а иконостас выполнен в стилистике преподобного Андрея Рублева. Выбирая древнерусский стиль росписи, художник хотел выразить единство Руси домонгольской, Киевской, и Руси Залесской. Иконописцы использовали технологию силикатной живописи, разработанную немцами более 100 лет назад. Матовая бархатистая фактура и глубина колорита силикатной живописи максимально приближает ее к фреске.
В Никольском алтаре многонациональная артель оставила свою «подпись». В сюжете «Сошествие Святого Духа» в нижнем регистре традиционно изображают народы, которые приходят ко Христу, Самсон Майрамович дал задание каждому из членов группы нарисовать своих соплеменников: так, грузин писал грузин, болгарин – болгар, белорус – славян, а сам Самсон писал своих предков – алан.