22 октября 2017 года, в день празднования Корсунской (Ефесской) иконе Пресвятой Богородицы, глава Тверской митрополии митрополит Тверской и Кашинский Виктор возглавил Божественную литургию в главном храме Нило-Столобенской пустыни – Богоявленском соборе.
В этот юбилейный день исполнилось 50 лет со дня иерейской хиротонии Высокопреосвященнейшего митрополита Виктора.
За праздничным богослужением Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет; наместник Нило-Столобенской пустыни архимандрит Аркадий (Губанов); духовенство Тверской епарии.
В совместной молитве приняли участие настоятельницы женских монастырей Тверской епархии, прихожане монастырского храма, гости святой обители.
В завершение богослужения во время славления Божией Матери были пропеты стихиры «Высшую небес».
По окончании Литургии прозвучали поздравления в адрес митрополита Виктора по случаю 50-летнего юбилея иерейской хиротонии.
Также в этот день отметил свое 53-летие архимандрит Аркадий (Губанов).
Владыка Виктор поздравил отца Аркадия с этой датой и пожелал помощи Божией в дальнейшем служении во славу Христовой Церкви.
С праздником Корсунской (Ефесской) иконы Божией Матери правящий архипастырь поздравил всех участников богослужения, пожелав укрепления веры в неоскудеваемый источник благодатной помощи Пречистой Девы.
Всенощное бдение накануне праздника в Нило-Столобенской пустыни совершил митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в сослужении митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора и духовенства обители.
Краткая справка
История Корсунского (Ефесского) образа уходит в седую древность. Рукопись Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника повествует об истории обретения Ефесской «Одигитрии»:
«Cия икона, – сказано в рукописи, – написана в Византии в 1134 году при архимандрите царьградском Иосифе и царе Емануиле греческом с древнего первоначального образа письма самого апостола Луки.
Икона Ефесская Одигитрия стояла в малой церкви архимандрита Иосифа в Царьграде много лет. Когда турки пленили Царьград, икону скрыли в землю от врагов, где образ сохранялся немало лет. По воцарении турок в Царьграде икону обрели невреждену, и по обретении ее множество болящих получили исцеление. После архимандрита Иосифа, принесшего сию икону из Ефеса, много было наместников. Святую икону передавал в Россию московским боярам Морозовым цареградский архимандрит Гавриил в 1461 году… Прошло около двухсот лет. Род бояр Морозовых угасал, остались от него только боярин Глеб и жена его боярыня Феодосия. Решили Морозовы передать чудотворную святыню "в пустынную Шарпанскую обитель в нижегороцких пределах во области Семеновской в лесах за рекою Волгою", устроенную в 1622 году в царствование Михаила Федоровича. Спустя столетие, в 1728 году, Нижегородский архиепископ Питирим отправился в Шарпанскую обитель и, обретя от иконы исцеление своего тяжкого недуга кровотечения, объявил всем нижегородцам, что этот чудотворный и дивный образ "я желал бы приносить в наш Нижненовгород в кажнее лето". Так продолжалось до 1853 года, когда скрылась икона и следы ее затерялись в истории…»
В России имелось без малого полтора десятка местночтимых списков с Корсунской иконы позднейшего происхождения: в псковском Изборске, в кафедральном Исаакиевском соборе северной столицы, в Нежине Черниговской губернии, в селе Пилатики Романовского уезда Ярославской губернии, в монастырях Спасо-Евфимиевом в Суздале, Соловецком и Павло-Обнорском под Вологдой и во многих иных городах, весях и обителях. Еще большим было количество храмов во имя Корсунской Богоматери.