В Петрозаводске в рамках регионального этапа Рождественских чтений состоялась монашеская секция

17 ноября 2020 года по благословению митрополита Петрозаводского и Карельского Константина в рамках регионального этапа Рождественских образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» состоялась работа секции «Древние монашеские традиции в условиях современности». Секция прошла в онлайн-формате.

Модератором секции выступил иеромонах Аркадий (Лозовский), штатный клирик прихода Воздвиженского собора Петрозаводска, ключарь храма во имя св. прор. Божия Илии Петрозаводска, кандидат богословия.

Вниманию участников секции было представлено пять докладов.

С докладом на тему: «Подвигом добрым подвизатися». Внешние труды (праксис) и внутренний подвиг Богопознания (феория) в монашеской жизни. К 500-летию возрождения Клименецкого Свято-Троицкого мужского монастыря» выступил игумен Александр (Марченко), настоятель Клименецкого Свято-Троицкого мужского монастыря. В своем докладе о. Александр поделился личным опытом и рассказал о Евангельской основе монашеских правил. Основным положением доклада стала мысль о том, что продолжая находиться на переднем фронте духовной борьбы, современное монашество несет ответственность за сохранение духа войска Христова – духа монашества, полученного от богоносных Отцов через иноческие уставы, правила, назидания и законы. Все древние уставы в общих чертах передают одинаковый дух монашества, который ведет нас к Господу Иисусу Христу.

Игумения Варвара (Иванова), настоятельница Успенского Сяндемского женского монастыря в своем докладе «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Христианский облик и небесное заступничество преподобного Афанасия Сяндемского. К 300-летию со дня обретения мощей преподобного Афанасия Сяндемского» особое внимание уделила вопросу: будет ли способствовать внутреннему деланию монашествующих подчинение уставу и приводит ли монаха к совершенству в духовной жизни строгое исполнение заведенного в монастыре порядка? По мнению матушки игумении, соблюдая все монастырские правила и порядки, новоначальные послушники кладут камни фундамента для внутреннего монашеского делания.

В докладе «Путь к великой схиме». Традиции и значение принятия великого ангельского образа во времена св. блгв. кн. Александра Невского и в современных русских монастырях» игумен Досифей (Ларионов), настоятель Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря напомнил, что Царствие Божие есть благодатное состояние души, пребывающей с Богом, ради которого стоит отказаться от самых дорогих сердцу вещей и привязанностей. Наиболее решительное и определенное отрешение предполагается в принятии монашества. Ради самого главного в жизни – Бога – инок жертвует наиболее ценным в глазах людей мира сего – своеволием, плотским наслаждением и материальным богатством. Монашеские обители призваны быть оазисами Царствия Божия на земле.

Сообщение иеромонаха Ферапонта (Грязнова), насельника Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Христос как Путь, истина и жизнь для монашествующих на примере преподобных Геннадия и Никифора Вяжеозерских. К 500-летию Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря глазами молодых: мечты о несбыточном или возвращение в Отчий дом?» был посвящен стремлению человека к высшей цели – единению с Богом через победу над своеволием и страстями. Отвержение всякого помысла о мире и непрестанная борьба с «ветхим человеком» составляют подвиг, через который монах становится добровольным мучеником. На этом пути действуют два фактора: Таинство Покаяния и духовное руководство. Отношения со старцем должны быть основаны на любви и доверии ему. Духовной опасностью является ситуация, когда монах ищет непосредственного руководства в текстах святых Отцов без совета и личных взаимоотношений со старцем.

Студент 2 курса бакалавриата Санкт-Петербургской духовной академии (заочное отделение) Р. О. Александров представил доклад «Чистии сердцем Бога узрят» (Мф. 5:8). Инок Важеозерской пустыни Владимир – паломник в Святую Землю».

Участники секции проявили большой интерес и активность, уверенно отвечали на вопросы и обменивались мнениями.

Таким образом, в процессе обсуждения темы: «Древние монашеские традиции в условиях современности» участники выразили согласие в том, что древние монашеские традиции, проникнутые Евангельским духом, полезно вводить и сохранять в современных обителях. Святоотеческие правила и традиции всегда остаются тем немеркнущим идеалом, к которому должны стремиться насельники обителей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь