В сентябре 2020 года по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия состоялась третья, заключительная исследовательская поездка в рамках проекта «Православные жемчужины России», реализуемого при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива».
Проект направлен на православное просвещение и приобщение подрастающего поколения к истории известных православных храмов, монастырей Оренбуржья и России. По итогам работы будет создана настольная и интерактивная игра для детей и подростков.
Команда библиотекарей и волонтеров побывала в городе Бузулуке, где расположены два монастыря – Свято-Тихвинский Богородицкий женский и Спасо-Преображенский мужской. «Эта поездка была полна контрастов, – признает волонтер проекта Надежда, – мы начали с посещения здания разрушенного храма женского монастыря, который в советские годы переоборудовали под электросети. А закончили визитом в строящийся потрясающе красивый двухэтажный храм мужского монастыря. Меня очень вдохновляет пример монахов и монахинь, православных людей, которые несмотря ни на что восстанавливают храмы и монастыри, что-то строят с нуля, призывают людей к вере».
Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь – первая по времени основания обитель Оренбуржья, основанная как женская религиозная община в 1847 г. По поручению игумении Пантелеимоны (Кривенковой), сестра Селафиила провела волонтёров по исторической территории, ребята побывали в полуразрушенных храмах, которые продолжают сохранять свою самобытность, даже претерпев разрушения и перестройки. Возможно, под советской краской сохранилась роспись стен и потолка, как в Троицком храме, который расписывали сами сестры-иконописцы в XIX веке.
В действующем храме Всех Святых волонтеры познакомились со святынями монастыря, поднялись на колокольню храма, с которой открывается вид на весь город Бузулук.
Монахиня Селафиила проводила группу исследователей к месту захоронения схимонаха Максима (Пилипцева) 1863–1937 гг. Согласно сохранившимся народным преданиям, он прославился благодаря иноческим подвигам как прозорливый старец, который духовно возрастал в Спасо-Преображенском Бузулукском мужском монастыре. Именно этот монастырь стал следующим объектом нашего путешествия.
Игумен Виталий (Климов), наместник монастыря, рассказал о мужской общине в Атаманских горах под Бузулуком, где в 1853 г. был основан Спасо-Преображенский мужской монастырь. Как и многие религиозные объекты, этот монастырь был закрыт и полностью разрушен, т.к. были взорваны подземные пещеры, соединяющие не только храмы монастыря, но и храмы в самом городе. В 2000-м году отец Виталий был назначен наместником монастыря и с этого времени начат отсчет новой истории этой восстанавливаемой православной обители.
«Меня очень тронул рассказ игумена Виталия, он поведал не только об истории самого монастыря, как жили монахи в пещерах, но и о том, зачем вообще люди принимают постриг, на что важно обращать внимание для укрепления веры. Мы сами спустились в восстановленные пещеры, прошлись по тем ходам, по которым ходили монахи. Это ни с чем несравнимый опыт – спуститься под землю, почувствовать дух уединения и отшельничества, помолиться в тишине», – пишет в отзыве волонтер.
Исследовательская команда «Жемчужин» обсудила текущие вопросы по работе над игровыми картами, ребята получили новое задание по сбору информации для оборота карт.
Полезным и продуктивным для нашей группы оказалось обсуждение игровых карт вместе со священнослужителями, ребята смогли задать вопросы о православных символах на картах, иконах и их наименованиях, которые возникли в процессе работы. Священники с интересом и увлечением делились духовными знаниями и информацией, полезной в работе. Рабочий диалог позволил создать схему игровой карты, в которой нашлось место обоим монастырям и их святыням – Тихвинской иконе Божией Матери и иконе Богородицы с грошиками, а история посещения пещер Л. Н. Толстым станет литературной составляющей карты.