Члены Московского областного и Нижегородского отделений ИИПО в рамках программы «Возвращение памяти» совершили экспедицию в древний Желтоводский Макарьевский женский монастырь, где провели исследования и фотофиксацию на месте древнего некрополя.
Заместитель руководителя Нижегородского отделения ИППО архимандрит Тихон (Затекин), иеродиакон Евстафий (Поляков), Александр Панин и Семен Ваксман уже не в первый раз посещают эту обитель с целью изучения ее некрополя, кропотливо исследуя монастырскую историю.
Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь основан был около 1434 года иноком Нижегородского Печерского монастыря святым преподобным Макарием, Желтоводским и Унженским Чудотворцем.
Преподобный Макарий, сын посадских нижегородцев Иоанна и Марии, родился в приходе церкви Святых Жен-Мироносиц в 1349 году. В 12-летнем возрасте тайно, поменявшись одеждой с нищим, он оставил родительский дом и ушел в Печерскую обитель, к архимандриту Дионисию, где на протяжении многих лет подвизался в иноческих добродетелях.
В братии этой обители длительное время подвизался известный старец Нижегородской земли, а впоследствии насельник и духовник Вознесенского Печерского монастыря, – иеросхимонах Мардарий.
Пребывая в числе послушников Макарьевой обители, несмотря на свой уже весьма почтенный возраст – в ту пору Меркурию (мирское имя старца) было уже не менее 50 лет, – он с поистине юношеской бодростью и радостью нес различные многотрудные послушания. Меркурий смотрел за конюшнями, трудился в пекарне, «но при этом самым любимым занятием его было – в свободные часы служить старцам: он носил для них воду, дрова и вообще помогал им в келейных их нуждах».
После положенного трехлетнего испытания, в декабре 1831 года послушник Меркурий был пострижен настоятелем Макарьевского монастыря архимандритом Аристархом в мантию, которую «принял с трепетом, как Елисей милоть Илиину, и тут же оросил ее слезами». При пострижении ему было дано имя Макарий, в честь Желтоводского и Унженского подвижника. Сам Господь породнил духовно смиренного инока с великим основателем столь горячо любимой им обители.
Ведомость о монашествующих Макарьевского Желтоводского монастыря за 1832 год (запись № 13) констатирует, что новоначальный монах Макарий был «к учебе прилежен и не без способности к послушаниям». Согласно тому же документу, ему было в то время 56 лет. 7 февраля 1835 года он был рукоположен во иеродиакона. Здесь в этой святой обители, будущий старец перенес тяжелейшую болезнь, исполнял должность эконома.
11 мая 1846 года по указу епископа Нижегородского и Арзамасского Иакова (Вечеркова) он был перемещен в Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь, чтобы возродить эту обитель, пребывающую в ту пору в упадке.
В 2017 году архимандрит Тихон и Александр Панин выпустили книгу о жизни сего великого старца «Подвижник благочестия земли Нижегородской иеросхимонах Мардарий».
По прибытии в обитель, члены Императорского Православного Палестинского Общества проследовали в Макарьевский храм, где все приложились к честной главе святого преподобного Макария Желтоводского чудотворца.
Из Макарьевского храма действительные члены ИППО прошли в величественный Троицкий собор, где обозревали уникальные фрески XVII века, после чего помолились в часовне над могилой возобновителя монастыря старца Авраамия (преставился в 1640 году).
После этого архимандрит Тихон, иеродиакон Евстафий (Поляков), Александр Панин и Семен Ваксман провели детальное фотографирование всех надгробий, сохранившихся после атеистических гонений, зафиксировали все могильные надписи, сделали привязку могил на местности, фотографии некрополя и архитектурных памятников.
На территории некрополя члены ИППО трижды пропели «Вечная память» и вознесли свои молитвы об упокоении настоятельниц этой обители (с 1882 года – женский монастырь): игумении Августы (Окуневой), игумении Феофании (Гудковой), игумении Рафаилы (Чуркиной) и игумении Михаилы (Орловой). Помолились члены ИППО и у могилы схимонахини Марии (Кудиновой). К ней за советом как жить дальше, как жить с Богом, обращались и простые миряне, и священники. И ее простые советы, ее слова успокаивали людей. Как бы рассказывая о себе, матушка помогала разобраться в сложных житейских вопросах. Самое главное, она учила людей жить по-христиански.
В настоящее время действительные члены Общества архимандрит Тихон и Александр Панин детально изучают в архивах послужные списки насельниц и настоятельниц сей древней обители на предмет установления их членства в Императорском православном палестинском обществе.