В рамках Рождественских чтений состоялась конференция «Старчество. Опыт руководства ко спасению в ХХ веке»

24 января 2023 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя г. Москвы в рамках работы V направления «Жизнь Церкви и святоотеческое наследие» XXXI Международных Рождественских образовательных чтений состоялась конференция «Старчество. Опыт руководства ко спасению в ХХ веке».

Работу конференции возглавили епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин и архиепископ Михаил (Донсков) (РПЦЗ). Куратором выступила Елена Балашова, специалист Синодального ОРОиК, сотрудник историко-архивной службы Высоко-Петровского монастыря г. Москвы.

Епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин рассказал о старчестве и старцах в годы гонений. В своем выступлении он затронул период с 1950-х по 1970-е годы.

Архиепископ Михаил (Донсков) (РПЦЗ) выступил с докладом на тему «Старец-святитель Иоанн Шанхайский. Из светлого опыта общения с владыкой».

О старцах Высоко-Петровского монастыря Москвы рассказала Елена Балашова, координатор секретариата Международных образовательных чтений. Она упомянула и о жизни старцев столичной обители конца 1920-х – начала 1930-х годов.

«Место духовного руководства (старчества) в системе восточнохристианской аскетической традиции и его особенности в годы гонений на Церковь в ХХ веке». Так звучал доклад Алексея Беглова, д.ист.н., ведущего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН.

Об особенностях старческого служения валаамских подвижников в первой половине ХХ века говорил протоиерей Сергий Третьяков, проректор Калужской духовной семинарии по учебной работе, кандидат богословия, настоятель Архиерейского подворья – храма в честь бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге.

На конференции прозвучали доклады о старцах Оптиной и Глинской пустыней, Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Свято-Пафнутиева Боровского монастыря. Выступающие говорили о духовном наследии архимандрита Иоанна (Крестьянкина), преподобного Гавриила Седмиезерного, протоиерея Понтия Рупышева, архимандрита Павла (Груздева), схиархимандрита Власия (Перегонцева) и др.

Женские имена также стали примером просветительской жизни. В их числе – схиигумении Гавриила (Рисицкая), Магдалина (Жегалова), Варвара (Трофимова) и Тавифа (Горланова). Исторический экскурс о женских монастырях, сохранившихся в ХХ веке, представила Инна Менькова, научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Материалы по теме

Доклады

Монастыри

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Успенский Лихвинский женский монастырь, п. Гремячево
Крестовоздвиженский женский монастырь г. Нижний Новгород
Воскресенский мужской монастырь г.Углич
Свято-Николаевский женский монастырь г. Туринска
Мужской монастырь в честь Успения Божией Матери г. Читы
Мужской монастырь Заоникиева Богородице-Владимирская мужская пустынь
Свято-Троицкий женский монастырь с. Совхозное
Спасо-Преображенский Посольский монастырь мужской в селе Посольское
Казанский женский монастырь г. Ярославля
Свято-Благовещенский женский монастырь в г. Вязники