8 февраля 2018 года благочинный Домодедовского благочиния протоиерей Владислав Гусар возглавил праздничную Божественную литургию в Серафимо-Знаменском женском скиту Подмосковья.
За богослужением молились настоятельница обители игумения Иннокентия (Попова) с сестрами, настоятельница Александро-Невского женского монастыря в с. Маклакове Талдомского района игумения Тамара (Гончаренко), начавшая свой монашеский путь в Серафимо-Знаменском скиту.
Церковные песнопения исполнил сестринский хор.
По окончании Литургии протоиерей Владислав Гусар, обращаясь к духовенству, настоятельнице обители, сестрам и пастве, назвал историческим событием совершение первого богослужения в честь новопрославленной преподобноисповедницы Фамари, святой земли Грузинской и земли Русской.
22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви принял решение о канонизации схиигумении Фамари (Марджановой) в лике преподобноисповедников. 28 декабря 2017 года члены Синода Русской Православной Церкви постановили включить имя святой в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования ее памяти 10/23 июня, как это установлено в Грузинской Церкви.
Духовным маяком домодедовской земли назвал святую матушку Фамарь отец Владислав.
«Промыслом Божиим она пришла на эту землю и основала здесь обитель. И по свидетельству священномученика Владимира (Богоявленского), тогда митрополита Московского, эта чудная обитель стала раем на земле. После того, как будущий новомученик ее освятил, он сказал, что это и внешний рай, и то состояние, которое мы переживаем здесь, это, наверное, будущее Царство Небесное.
Сегодня и мы с вами становимся свидетелями присутствия Царства Небесного на нашей домодедовской земле, ибо сегодня с нами невидимо предстоит святая угодница Божия матушка Фамарь», – сказал протоиерей Владислав, особо подчеркнув, что преподобноисповедница Фамарь является свидетелем того, что подвиг христианской жизни не остается не вознагражденным от Господа духовными дарованиями.
«Порою мы боимся до конца быть верными Христу в исполнении Его заповедей, а матушка Фамарь показала, что не стоит этого бояться, так как уже здесь, на земле, человек приобщается к той благодати, ради которой он и был создан. Это вечное пребывание с Богом и его духовным Небесным Царством», – заключил батюшка.
Затем состоялся соборный благодарственный молебен, в котором приняли участие клирики монастыря и настоятели храмов Домодедовского района, а также прихожане разных храмов Подмосковья. Священнослужители пропели славление преподобноисповеднице Фамари.
Далее все участники богослужения были приглашены на праздничную трапезу, во время которой дети приснопамятного протоиерея Бориса Гузнякова преподнесли матушке игумении и насельницам святую реликвию: деревянный резной крест священномученика Серафима (Звездинского), долгие годы хранившийся в их семье.
Архимандрита Серафима (впоследствии епископа Дмитровского) вместе с его духовным собратом наместником Чудова мужского монастыря в Москве епископом Арсением (Жадановским) после закрытия монастыря в Кремле приняла матушка Фамарь в свою подмосковную обитель. Они прожили здесь в полузатворе около полутора лет, совершая Божественную литургию, занимаясь науками и церковным творчеством. Таким образом мемориальная комната памяти преподобноисповедницы Фамари, основательницы скита, пополнилась еще одной святой реликвией.
На прощание все гости получили в подарок небольшой портрет схиигумении Фамари, иконку новопрославленной святой, ее книгу «Детки мои любимые…», аудиодиск с акафистом в честь иконы Божией Матери «Покрывающая», составленный в 20-е годы прошлого века владыкой Арсением (Жадановским) в стенах Серафимо-Знаменского скита, и буклет, посвященный истории и современному дню обители.
Краткая справка
История создания Серафимо-Знаменского скита связана с жизнью схиигумении Фамари (в миру – княжны Тамары Александровны Марджанишвили (Марджановой)). В 1907 году матушку, бывшую тогда игуменией Бодбийского монастыря святой равноапостольной Нины в Грузии, переводят для служения в Россию. Она становится игуменией Покровской общины сестер милосердия в Москве (до пострига в схиму в 1916 году матушка носила монашеское имя Ювеналия). Для постройки Серафимо-Знаменского скита в Подмосковье было выбрано место в Самойловском лесу, недалеко от села Битягово, на горке в правобережье реки Рожайки среди древних славянских курганов. В создании скита в 1910–1912 гг. матушке игумении активно помогала великая княгиня Елисавета Феодоровна. Большинство сестер скита были духовными чадами наместника Кремлевского Чудова монастыря епископа Арсения (Жадановского).
В центре Серафимо-Знаменского скита был возведен красивый шатровый храм, названный в честь Иконы Божией Матери «Знамение» и преподобного Серафима Саровского. Внизу – Престол во имя Святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. В архитектурно-художественном плане (архитектор А.В. Щусев) храм представляет собой ансамбль неорусского стиля, замечательный своей художественной цельностью и продуманностью. С наружной стороны храм имеет 24 уступа по числу 24 апокалипсических старцев и венчается главой, знаменующей Господа Иисуса Христа.
Недолго просуществовала эта обитель. В 1924 году она была закрыта, сестры рассеялись по различным местам Подмосковья, а схиигумения Фомарь, основательница монастыря, прошла ссылку и потом, по освобождении из нее в 1936 году, отошла ко Господу. После закрытия монастыря в 1924 году здесь была больница, затем пионерский лагерь, позже – заводская база отдыха для рабочих. Новая жизнь скита началась в 2000 году. В день празднования прославления святой равноапостольной Нины 27 января 2000 года в скиту появились насельницы, возглавляемые монахиней Иннокентией (Поповой). Вскоре, 15 марта, Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение о возобновлении монашеской жизни в Серафимо-Знаменском скиту, расположенном в Домодедовском районе. 2 апреля здесь прошло торжественное богослужение, которое совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Видновского Тихона и наместника Данилова ставропигиального мужского монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова). Настоятельницей вновь открытой женской обители была назначена монахиня Иннокентия, ранее проходившая послушание в Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре г. Коломны. В знак этой должности монахине Иннокентии были вручены наперсный крест и настоятельский жезл.
Во время богоборческих лет верхний храм, посвященный Иконе Божией Матери «Знамение» и в честь святого Серафима Саровского, был превращен в склад, нижний – в котельную. Основа фундамента была практически разрушена, еще года два-три и шатер мог бы упасть. Сейчас церкви вернули прежний ее вид; службы проводятся и в нижней, и в верхней части.
Фото: В. Ходаков