В соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря завершены работы по сохранению монументальной живописи ХVI века

В соборе Рождества Богородицы – главном храме Богородице-Рождественского Ферапонтова мужского монастыря Вологодской митрополии – завершены работы по сохранению монументальной живописи ХVI века.

Стенописи 1502 года в соборе Рождества Богородицы имеют особую значимость для российской и мировой культуры. Росписи в соборе являются единственным сохранившимся до наших дней в первозданном виде ансамблем монументальной живописи великого русского мастера Дионисия.

Опыт консервации настенных росписей Дионисия под руководством реставратора высшей категории Н.Г. Брегмана в Ферапонтовском соборе является примером методически выдержанной последовательности в проведении всех этапов консервационных работ, что наряду с преемственностью методов, архитектурной реставрацией и музейным хранением представляет комплексный научный подход к решениям проблем уникального объекта культурного наследия.

По завершении тридцатилетнего цикла противоаварийных консервационных работ на росписях Дионисия, в 2011 году экспертами была отмечена уникальность завершенного этапа сохранения древнего памятника и подтверждена необходимость постоянного контроля над проведенными консервационными работами и возможными изменениями в состоянии стенописи. В соответствии с данным решением в 2012–2018 годах на стенописи Дионисия последовательно осуществлялись консервационные мероприятия в северной, западной, южной и восточной частях четверика собора, а также в северной алтарной апсиде-жертвеннике.

В 2018 году консервация продолжена в центральной и южной апсидах собора. Все работы по очистке и укреплению красочного слоя в 2018 году велись в соответствии с утвержденными методиками 1986, 1988 и 2010 годов. В разработке методик консервации росписей Дионисия на протяжении многих лет принимало участие большое количество исследователей и реставраторов, которым удалось не только создать новые инновационные методики, но и реализовать их в памятнике под постоянным контролем со стороны научно-методических советов Министерства культуры РСФСР, МК СССР и МК РФ.

В 2010 году методика по консервации красочного слоя была вновь утверждена МК РФ без изменений, поскольку ее актуальность подтверждена длительным периодом реализации и наблюдением над полученными результатами.

Собор Рождества Богородицы является ядром архитектурного ансамбля Ферапонтова монастыря и представляет собой первую каменную постройку Белозерья и монастыря, построенную, скорее всего, ростовскими мастерами, на что указывает его декор и строительные приемы. Собор был возведен в 1490 году на месте, освященном преподобным Ферапонтом для деревянной церкви 1408 года.

Материалы по теме

Публикации

Протоиерей Михаил Дудко
Протоиерей Михаил Дудко

Монастыри

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Казанская Амвросиевская женская пустынь
Петропавловский мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Донской ставропигиальный мужской монастырь