В Свято-Успенском монастыре Новомосковска отслужена утреня с чтением 12-ти Евангелий

Вечером 16 апреля 2020 года настоятель Свято-Успенского мужского монастыря Новомосковска игумен Агафангел (Болдин) возглавил в Успенском соборе обители утреню Великой Пятницы с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Вечером Великого Четвертка совершается утреня Великой Пятницы, или служба 12-ти Евангелий, как обычно называют это богослужение. Это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения. В нем Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает трепетными зрителями всех мучений Спасителя.

После шестопсалмия при пении тропаря Великого Четвертка «Егда славнии ученицы» было совершено полное каждение храма. После него было прочитано 1-е Евангелие Святых Страстей.

При чтении Евангелия священнослужители стояли с зажженными свечами, выражая тем пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху. После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол. После каждого из пяти первых Евангелий положены умилительные антифоны, которые дополняют евангельское чтение, раскрывая глубокий духовный смысл воспоминаемого события.

В 1-м Евангелии (Ин. 13, 31–18, 1) излагается последняя, прощальная, беседа Господа Иисуса Христа с учениками и Его первосвященническая молитва.

Между первыми пятью Евангелиями (до 6-го) пелись по три антифона (всего 15), произносились малые ектении и седальны, во время которых совершалось каждение.

Содержание 15-ти антифонов весьма умилительно и назидательно для христианской души. В них изображаются страдания Богочеловека Иисуса Христа, Его любовь к роду человеческому, а также обличается законопреступный Иуда и восхваляется благоразумный разбойник.

Второе Евангелие (Ин. 18, 1–28) повествует о взятии Спасителя под стражу в Гефсиманском саду и страдания Его у первосвященника Анны.

В 3-м Евангелии Святых Страстей (Мф. 26, 57–75) излагается о страданиях Христа у первосвященника Каиафы и об отречении Петра.

Четвертое Евангелие (Ин. 18, 28–40; 19, 1–16) говорит о страданиях Спасителя на суде у Пилата.

В 5-м Евангелии (Мф. 27, 3–32) изображено отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение на смерть. По традиции после пятого евангельского чтения (после которого дальнейшие евангельские чтения повествуют о Распятии Спасителя) отец Агафангел под пение антифона «Днесь висит на древе» вынес из алтаря образ тернового венца как одного из орудий Распятия. Затем были прочитаны семь Евангелий, посвященных крестным мукам Спасителя.

Шестое Евангелие (Мк. 15, 16–32) говорит о пути Искупителя на Голгофу и Его крестных страданиях. После этого чтения были пропеты «Блаженны» Постной Триоди с тропарями на тему страданий и был исполнен диаконом прокимен «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий».

В 7-м Евангелии (Мф. 27, 34–54) описываются крестные страдания Спасителя и чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть. После был прочитан 50-й псалом.

В 8-м Евангелии (Лк. 23, 32–49) приведена молитва Господа на Кресте за врагов, раскаяние благоразумного разбойника. После этого чтения был прочитан канон Великого пятка – трипеснец Космы Маиумского «К Тебе утреннюю...» (5-я, 8-я и 9-я песни). По 9-й песни хором обители был исполнен краткий, но полный глубочайшего сердечного умиления светилен «Разбойника благоразумнаго».

Девятое Евангелие Святых Страстей (Ин. 19, 25–37) приводит слова Спасителя, обращенные к Матери и возлюбленному ученику, а также говорится о смерти Спасителя и прободении ребра. Затем были прочитаны хвалитные псалмы и исполнены стихиры на хвалитех.

В 10-м Евангелии (Мк. 15, 43–47) повествуется о снятии с Креста и погребении Господа. После него было прочитано славословие и произнесена просительная ектения.

Одиннадцатое Евангелие (Ин. 19, 38–42) о погребении Пречистого Тела Иосифом и Никодимом, было раскрыто в стиховных стихирах, исполненных сразу после него. Во время стихир было совершено полное каждение.

В 12-м Евангелии, заключительном (Мф. 27, 62–66), Церковь говорит о приставлении стражи ко гробу Спасителя и его запечатывании. По окончании чтения Евангелие было унесено в алтарь и богослужение было окончено согласно уставу.

Существует древний обычай после последнего Евангелия не гасить свою свечу, но принести ее домой горящую и ее пламенем сделать маленькие крестики вверху каждой двери дома (чтобы сохранить дом от всякого зла, Исх. 12, 22). Этой же свечой возжигают лампаду перед иконами.

Материалы по теме

Монастыри

Свято-Успенский мужской монастырь в г. Новомосковск
Россия, Тульская область, Новомосковск, Парковый проезд, 6
Свято-Успенский мужской монастырь в г. Новомосковск
Россия, Тульская область, Новомосковск, Парковый проезд, 6

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь