Иоанно – Богословский Макаровский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Адрес:
Республика Мордовия, городской округ Саранск, село Макаровка, Нагорная улица, 35
Телефон:
+7(927)175-12-72
E-mail:
makarovsky-monastery@yandex.ru
Дата основания:
1994

История

Земли, на которых находится монастырь, с XVII века принадлежали боярам Полянским. Макар Артемьевич Полянский, от имени которого происходит название погоста и села Макаровка, служил в Москве, вступил во владение землями в 1686 году, и с 1700 года переехал в Саранск из Москвы. После этого на его землях и был основан погост. В 1702 году была освящена церковь Михаила Архангела, а в 1704 году — сохранившийся до настоящего времени собор Иоанна Богослова. Примерно в это же время были построены ограда и две башни. В 1720-е годы была построена колокольня, а в 1800-е годы — Знаменская церковь, почти точно повторяющая архитектуру Михайло-Архангельской.
После революции богослужения на погосте были прекращены, а все его здания, кроме Иоанно-Богословского собора и колокольни — снесены. В 1941 году предполагалось разместить на погосте и в селе стрелковый полк, потом эвакуированную швейную фабрику, промкомбинат… В 1946 году верующим вернули Иоанно-Богословскую церковь, а в 1961 году ее снова отобрали.

С 1969 года в Макаровке начались восстановительные работы, а в 1987 году жители села при содействии верующих Луховки, Куликовки и Солдатского через патриарха Пимена сумели вытребовать Иоанно-Богословский храм и колокольню в ведение прихода. Настоятелем в Иоанно-Богословский храм был назначен протоиерей Георгий Сакович. В 1991 году открывшейся Саранской епархии была передана Знаменская церковь, а в 1996 году – Михайло-Архангельская.

Бывший «замок» Полянских стал епархиальным управлением. Таким образом, за десять лет погост поэтапно перешел к подлинному хозяину – православному народу, а в 1994 году он наконец-то превратился в настоящую обитель: по благословению патриарха Алексия Второго и по решению архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия в Макаровке открылся мужской Иоанно-Богословский монастырь. Таким образом, мужское иночество в городе воскресло. Наместником монастыря стал протоиерей Максим Чеботарёв (в монашестве Владимир).

Наместник

Игумен Мелентий (Кисняшкин)


Храмы и Богослужения

Домовый Храм во имя благоверного князя Александра Невского при паломническом центре Иоанно-Богословского монастыря
2011 г.
Построен: 2011 г.

Освящен : 14 июня 2011 г. митрополитом Саранским и Мордовским Варсонофием, Управляющим делами Московской Патриархии

Престольный праздник: 6 декабря
Иоанно-Богословский собор
1704 г.
восстановлен в 2011 г.
Построен: 1704 г.

Закрыт: 30-е годы ХХ века

Возвращен: 1946

Вновь закрыт: 1961 г.

Окончательно возвращен: 1987 г.

Заново освящен после реставрации: 2011 г.

Престольные праздники: 21 мая и 9 октября

Святыни храма: особо почитаемая икона апостола . Иоанна Богослова и ковчеги с частицами святых мощей Киево-Печерских преподобных отцов и местночтимых святых Мордовии
Михаило-Архангельский храм
1702 г.
восстановлен в 1996 г.
Построен: 1702 г.

Разрушен: 1935 г.

Восстановлен: 70-е годы ХХ века

Возвращен: 1996

Престольный праздник: 21 ноября
Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение»
1803 г.
восстановлен в 2005 г.
Построен: 1803 г.

Разрушен: 30-г ХХ века.

Восстановлен: 70-е годы ХХ века

Возвращен: 1996

Вновь освящен после реставрации: 2005

Престольный праздник: 10 декабря

Святыни храма: почитаемые иконы Божией Матери «Знамение» и «Неупиваемая Чаша»
Храм во имя святителя Николая чудотворца в резиденции митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, Управляющего делами Московской Патриархии
Надвратная колокольня
1730 г.
Надвратная колокольня, выстроенная предположительно в 1720-30-е гг., представляет собой вертикальную объемную композицию динамичных пропорций, состоящую из четырех ярусов общей высотой 36 м: двух четвериков и двух восьмериков, завершающихся восьмигранным шатром (первоначально с черепичным покрытием), увенчанным луковицей на тонкой шее. Размер нижнего четверика в плане – 6,8?8 м, в нем устроены два разновеликих арочных прохода. Второй четверик прорезан большими оконными проемами, освещающими небольшое помещение. Следующий восьмерик украшен большими нишами. Верхний восьмерик – арочный звон с деревянным ограждением. В толстых стенах четвериков сделана лестница, открывающаяся в третьем ярусе, где она размещена по периметру наружной стены восьмерика. На восточной стене четвертого яруса ранее находились часы. В 1850-е гг. были заложены арки третьего яруса, а шатер закрыт луковичным куполом (снят в 1980-е гг.).

Упрощенный декор фасадов колокольни отчетливо характеризует архитектуру переходного периода. Здесь были использованы архаические элементы, унаследованные из 17 в.- поребрик, подчеркивающий циркульные арки входов; городки карниза нижнего четверика; простые полочки других междуэтажных карнизов; шатер; здесь также присутствуют детали, привнесенные петровским барокко: наличники проемов второго яруса с ушками и замковым камнем; утроенные пилястры. Данная столпообразная шатровая композиция, символизирующая сень над сакральным местом, нисходящую божественную благодать, а также и столп (жилище столпников, Столп Премудрости) восходит к колокольням середины 16 – начала 17 вв.

Один из ее ранних прототипов – колокольня Благовещенской церкви в волжском селе Красное (1592): на высоком четверике с арочным проходом – короткий арочный восьмерик и островерхий шатер с главкой. Другой близкий пример – колокольня церкви Николы в Нижнем Новгороде (мастер С. Задорин, 1656), имеющая близкие пропорции, а также ряд шатровых колоколен 17 в. в Суздале, Солигаличе, Осташкове и др. Вероятно, Макаровским строителям была известна московская Сухарева башня, являвшаяся в начале 18 в. образцом для многих построек. Обращает на себя внимание сходство пропорций объемной композиции Макаровской колокольни и восьмерика этой башни, увенчанной шатром. Существовали аналоги колокольни и чуть позже, в период ее строительства: весьма близки объемные формы, пропорции и декор колокольни Успенского монастыря в Колоцке близ Гжатска, колокольни церкви Косьмы и Дамиана в Кадашах.

Тем не менее, Колокольня над Святыми монастырскими воротами – архитектурный тип, характерный для 18-19 вв. (в 17 в. колокольни ставились чаще у соборов, а ворота не акцентировались, они символизировали «тесные врата спасения», связывавшие мир с замкнутой средой монастыря). В 18 в. акцент переносится с собора на вход в монастырь, колокольня превращается в притягивающий мирян маяк.
Храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских в игуменском корпусе

Скиты

дата основания:
2007 год
Мордовия, г. Саранск, с. Макаровка, ул. Нагорная 35
дата основания:
2010 год
Мордовия, г. Саранск, с. Макаровка, ул. Нагорная 35

Контактная информация

Возврат к списку