21 февраля 2018, в среду первой седмицы Великого поста, в Спасском соборе Свято-Юрьева мужского монастыря г. Великого Новгорода епископ Юрьевский Арсений, викарий Новгородской епархии, совершил Литургию Преждеосвященных Даров.
Накануне вечером в этом же храме обители Владыка отслужил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.
По окончании Литургии Его Преосвященство обратился к прихожанам с архипастырским словом, в котором отметил, что время поста в богослужебных книгах называется весной постной, или духовной, потому что, как природа просыпается весной от зимнего сна и преображается для новой жизни, так и нам удобно в это время проснуться от греховного сна, расслабленности для того, чтобы вдохнуть в себя новую жизнь. Это преображение и пробуждение возможно благодаря покаянию, молитве и добрым делам.
Еще одно важное качество поста, как подчеркнул Владыка, заключается в словах пророка Аввакума: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне» (Авв. 2:1). Этот образ пророка, стоящего на башне и внимающего Богу, должен стать образом любого христианина особенно в течение Великого поста. Мы должны стоять на страже нашего сердца и нашей жизни для того, чтобы попытаться распознать, расслышать о себе волю Божию, услышать, что Он нам говорит. Богослужебный ритм поста, содержание богослужений, молитва, по возможности и уединенная, домашняя, по слову Спасителя «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6), создают необходимые условия для того, чтобы услышать голос Божий.
Другой образ поста – это странствование народа израильского в течение сорока лет к Земле обетованной после исхода из земли египетской. Сквозь искушения, падения, препобеждая себя, этот народ выковывается для того, чтобы быть святым, избранным народом, сохраняющим и передающим в этом мире Откровение до пришествия Спасителя. Великий пост – это время, когда и мы можем приложить все усилия, чтобы себя преобразить, победить какие-то свои греховные наклонности или навыки для того, чтобы как этот народ жаждал Земли обетованной, так и нам жаждать и встретить невечерний день Воскресения.