6 мая 2022 года, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, небесного покровителя Свято-Юрьева мужского монастыря в Великом Новгороде, епископ Юрьевский Арсений, викарий Новгородской епархии совершил Божественную литургию в Юрьевской обители.
Накануне вечером владыка возглавил всенощное бдение в Спасском соборе монастыря.
За Литургией Его Преосвященству сослужили духовенство епархии и братия обители в священном сане.
По заамвонной молитве был совершен крестный ход вокруг обители, славление с молитвой святому великомученику Георгию в Георгиевском соборе и освящение колива, которое раздали всем паломникам.
Затем владыка Арсений обратился к молящимся с архипастырским словом: «Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, прихожане, паломники из Петербурга и Москвы, сердечно поздравляю с престольным праздником нашей обители. И так знаменательно, что в пасхальное время, когда победная, ликующая песнь о Христе Воскресшем переполняет наши храмы и наши сердца, мы празднуем память одного из великих святых древности – святого великомученика и победоносна Георгия. Он почитался и в Византии, и в России, как покровитель православного воинства. Но если мы вспомним его жизнь, то мы увидим, что его подвиг был чем-то высшим, чем-то более значимым. И победа, которая стала как бы его вторым именем собственным –"Победоносец", – совсем иная.
В те древние времена, когда христианство было преследуемо в Римской империи, и сама принадлежность человека к Церкви считалась преступлением, достойным смерти, христиане особенно чествовали своих святых – своих братьев и сестер, которые пролили кровь за Христа. Их кончина называлась «свидетельством», а они сами были "свидетелями Христовыми". Греческое слово "мартис", которое в некоторые языки перешло без перевода, буквально означает "свидетель". Но в русском языке это слово приобрело определенную смысловую передачу –"мученик". С самых ранних времён Русская Церковь с нелегкой отечественной историей, вероятно, усмотрела какие-то другие акценты в подвиге этих святых, обращая внимание больше на страдания за Христа.
Но свидетельство это говорит не только и не столько о страдании. Мученики назывались свидетелями веры, потому что они были свидетелями Воскресения. Они не "умирали" за Христа, а воскресали с Ним, "рождались в жизнь вечную". Так верила Церковь тогда, так веруем и мы, почитающие этих святых. Мученики, особенно чтимые, такие, как великомученик Георгий, великомученик Пантелеимон, и другие древние святые, начиная от апостолов, – засвидетельствовали своей кровью верность Христу, и почитались церковными общинами, как свидетели веры. "Ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим.8:39), –говорит апостол Павел.Святые свидетельствовали о том, что Христос победил смерть, и они вместе с Ним побеждают смерть.
Как для ранних христиан, так и для нас с вами почитание мучеников древности или новомучеников и исповедников Церкви Русской, имеет, прежде всего, пасхальное измерение. Потому что они – живые свидетели Воскресения Христова, именно в этом их значение для Церкви. Они свидетели Его победы, которая является и нашей с вами победой, нашим достоянием, нашим с вами призванием, в конце концов. И ежегодное празднование древних мучеников, как и современных святых, должно каждый раз отсылать нас к этой великой и неизреченной тайне Божественной любви. Любви, которая создала этот мири явилась в этом мире в образе Человека, которая сошла в преисподнюю в поисках человека, отошедшего от Бога. Любви, которая воскресла для того, чтобы воскресить с Собою всех нас и весь мир. И об этом – вечное свидетельство Церкви».