В Свято-Юрьевом монастыре Великого Новгорода отметили престольный праздник

27 сентября 2017 года, в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, епископ Юрьевский Арсений, викарий Новгородской епархии, совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме Свято-Юрьева мужского монастыря Великого Новгорода.

По окончании Литургии Владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что из церковной истории мы знаем, что мать императора Константина святая Елена в 326 году обрела Честной и Животворящий Крест. Тогда же по повелению самого императора на Святой Земле стали строиться храмы и величественный собор, который должен был вместить в своих стенах Гроб Господень и Голгофу. 13 сентября (26 сентября по новому стилю) 335 года завершилось строительство этого собора, который был освящен в честь Воскресения Христова. 14 сентября этого же года (27 сентября по новому стилю) состоялся первый праздник в честь Воздвижения Креста Господня.

Его Преосвященство напомнил, что в апостольском послании этого дня говорится о том, что слово о Кресте для погибающих – это юродство, то есть безумие, а для спасаемых – это сила Божия. Апостол Павел писал, что крест Христов является для иудеев соблазном, для эллинов – безумием (см. 1 Кор. 1, 18–24). Почему апостол говорит так резко? Что значит Крест-соблазн и Крест-безумие, а для нас, спасаемых, сила Божия? Иудеи, как мы помним, ожидали спасения, они сохраняли веру в единого истинного Бога, но спасение ими понималось, прежде всего, как освобождение от языческого ига, а в то время это было иго римлян. Они не могли представить себе Мессию, т.е. Христа, который не стал бы земным царем Израиля, не освободил бы израильский народ и не вернул бы золотые времена царей Давида и Соломона. То, что Мессия может умереть, допускали лишь некоторые, но, что бы Он умер так страшно, мучительно и позорно, никто и помыслить не мог, потому что в Ветхом Завете сказано, что «проклят пред Богом всякий повешенный на древе» (Втор. 21, 23). В связи с этим сама идея и проповедь о том, что Христос, Сын Божий, был распят на Кресте, для многих иудеев закрывала врата веры в Него.

Эллины, или греки, то есть язычники, возлагали всё свое упование и надежду на мудрость философии. Возвышенная философия эллинов смогла пролить свет на многие истины, о которых говорило в последующем и христианство, например истину о едином Боге, о бессмертии души, о борьбе с грехом, аскезе, и т.д. Однако эта же философия стала препятствием для многих эллинов для принятия Христа, потому что, представляя Бога возвышенным, духовным существом, чуждым всякого страдания, всякого сопереживания, всего человеческого, они не могли вместить весть о страдающем Сыне Божием. Вспомним, что они ответили апостолу Павлу, когда тот проповедовал в Ареопаге: «Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян. 17, 32). Это означало, что у этих людей не было желания говорить о воскресении. Поэтому для внешнего мира, для иудеев набожных и для философствующих эллинов Крест является или соблазном, или безумием, «а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1, 18).

По слову владыки Арсения, проповедь о Кресте у апостола Павла неразрывно связана с проповедью о любви Божией к этому миру. Христос не стал царем в том представлении, которое бытовало в то время в иудейской среде, не оправдал их земных чаяний. Но люди не могли себе представить, что во время своего крестного пути на Голгофу Он станет самым великим Царем, который когда-либо был на земле. Царствие Божие, о котором возвещено в Евангелии, – это не земное величие Христа, который отверг это искушение, а именно крестный путь Спасителя и, как следствие, наш крестный путь, который мы повторяем вслед за Христом. Это путь борьбы со злом в нашей душе и безропотного, доверительного, благодарного перенесения всех испытаний, которые Господь посылает в нашей жизни. Владыка подчеркнул, что самое важное, о чем говорит настоящий праздник и к чему должна обращаться наша мысль, когда мы думаем о Кресте Христовом, представляем этот Крест или изображаем его на себе, это то, что Царствие Божие – это распятая на Кресте любовь Бога к человеку, которая забывает себя для того, чтобы дать нам жизнь, спасти мир. Ведь ради жизни мира Христос взошел на Крест, сошел в ад и воскрес. Он прошел этот путь не для Себя, а для нас, чтобы каждый в своем личном следовании за Ним прошел в итоге тем же самым путем, потому что Господь призывает всех нас в Царство Небесное. Пусть память об этом никогда не покидает нас среди тяжких обстоятельств, трудностей, страданий или даже гонений, которые не раз случались в истории христианства. Будем помнить Крест Христов, который является знамением нашего искупления и нашей победы, а также слова Господа: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).

По окончании богослужения было совершено поклонение Кресту и по сложившейся в этот день традиции монастыря прихожанам были вручены нательные крестики.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь