Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви

Епархия:
Костромская
Адрес:
Кострома, улица Просвещения, 1/3
Телефон:
+7 (4942) 37 22 41
E-mail:
ipatievsky@yandex.ru
Дата основания:
1330
дата восстановления:
1992

История

По преданию, основателем Ипатьевского монастыря был татарский мурза (вельможа) Чет, первоначальник рода Годуновых. В 1330 году на пути в Москву – для поступления на службу к московскому князю Ивану Калите – Чет остановился  на месте, где река Кострома впадает в Волгу; здесь в ночном видении ему явились Пресвятая Богородица с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским. После этого Чет принял крещение с именем Захария и основал на месте видения иноческую обитель во имя священномученика Ипатия.

Современные ученые полагают, что Ипатьевский монастырь был основан раньше – в середине или конце XIII века – новгородцами, особенно почитавшими священномученика Ипатия (как покровителя посадников Великого Новгорода) и апостола Филиппа; известно, что именно новгородцы использовали в древности реку Кострому для выхода к Волге. Однако участие Захарии-Чета в судьбе Ипатьевской обители несомненно: оно подтверждается вниманием, которое оказывал этому монастырю род Годуновых.

Первой монастырской церковью стал деревянный храм во имя Живоначальной Троицы; не позднее 1558 года здесь был возведен каменный Троицкий собор с приделом во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Около 1564 года завершилось возведение второго каменного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В Ипатьевской обители были погребены многие представители семьи Годуновых, покровительствовавших монастырю. С середины XVI века на их средства здесь развернулось обширное каменное строительство; окруженный стенами и башнями, Ипатьевский монастырь превратился в настоящую крепость. В 1609 году в обители несколько месяцев укрывались воинские отряды Лжедмитрия II («тушинского вора»), разбитые ополчением северных городов.

14 марта 1613 года в Ипатьевском монастыре свершилось событие, знаменательное для всей русской истории: сюда – к пребывавшему в обители Михаилу Феодоровичу Романову и его матери инокине Марфе - прибыло посольство Земского собора, избравшего юного Михаила на российский престол. Вместе с послами в монастырь пришел и крестный ход из Костромы с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Перед ликом костромской святыни Михаил Феодорович принял соборное избрание; с того времени Кострома получила именование «колыбели дома Романовых», а Феодоровский образ Царицы Небесной стал семейной святыней российских самодержцев. В память об этом Церковь установила особое празднование Феодоровской иконе, совершаемое 14/27 марта.

В 1642-1645 годах по повелению царя Михаила Феодоровича с западной стороны к обители пристроили прямоугольник стен так называемого «нового города» с тремя башнями. В 1649 году Троицкий собор монастыря был разрушен взрывом пороха, хранившегося в его подклете. Новый Троицкий собор возвели к 1652 году, а в последней четверти XVII века с юго-запада к нему пристроили придел во имя преподобного Михаила Малеина – небесного покровителя царя Михаила. Собор был расписан костромскими изографами под руководством Гурия Никитина и Силы Савина. Под его сводами пребывала местночтимая чудотворная Тихвинская-Ипатьевская икона Божией Матери – вероятно, принесенная в монастырь царем Михаилом Феодоровичем в 1619 году при посещении им Костромы. До XVIII столетия в библиотеке обители хранилась уникальная летопись, названная впоследствии Ипатьевской – один из древнейших списков «Повести временных лет».

С 1744 года, когда была образована Костромская епархия, Ипатьевский монастырь стал резиденцией костромских архиереев, а его Троицкий собор – кафедральным храмом. В 1764 году здесь завершилось строительство нового собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в 1768 году в подклете Троицкого собора был устроен храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного. В 1747-1754 годах в Ипатьевском монастыре размещалась Костромская духовная семинария.

После посещения Ипатьевской обители в 1834 году императором Николаем I началась новая эпоха монастырской истории. В 1835 году обитель получила статус первоклассного кафедрального монастыря (архиерейская же кафедра была перенесена в Успенский собор Костромы). Началась обширная перестройка зданий обители для возвращения ей, по словам царского распоряжения, «древнего вида»; руководителем работ стал архитектор К.А. Тон (создатель Храма Христа Спасителя в Москве). В архиерейском корпусе были устроены Святые ворота с надвратным храмом во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии; фактически заново воздвигли Богородице-Рождественский собор; перестроили корпуса обители, в том числе и келарский, где, по преданию, в 1613 году жил будущий царь Михаил Феодорович (теперь это здание именуется «палатами бояр Романовых»; в 1913-1918 годах здесь размещался епархиальный музей - древнехранилище).

В 1919 году Ипатьевский монастырь претерпел закрытие, его насельников изгнали из стен обители (хотя богослужения в монастырских соборах, получивших приходской статус, продолжались до 1922 года). Богородице-Рождественский собор, в 1927 году превращенный в антирелигиозный музей, в тридцатых годах ХХ века был полностью разрушен. В 1958 году бывший монастырь стал историко-архитектурным музеем-заповедником.

18 февраля 1992 года Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви. В мае 1993 года состоялось подписание соглашения о совместном использовании монастырского ансамбля Костромской епархией и музеем-заповедником, в 1994 году здесь появились первые насельники. Однако процесс восстановления исторической справедливости потребовал многолетних усилий: лишь в декабре 2004 года весь ансамбль Ипатьевского монастыря был передан Костромской епархии.

В настоящее время в обители действуют Троицкий собор, Лазаревский храм (в подклете собора) и храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Открыт и принимает многочисленных посетителей церковный историко-археологический музей, преемник прежнего епархиального древнехранилища.

Настоятель

Игумен Петр (Ерышалов)

Святые и подвижники благочестия

11 / 24 Октября

Храмы и Богослужения

Надвратная церковь в честь мучеников Хрисанфа и Дарии
1841 — 1863 гг.

Церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии со Святыми воротами возведены в 1841-1863 гг. по проекту К.А. Тона и Н.П. Григорьева на месте древнего входа в монастырь – Святых ворот с надвратной церковью во имя святых Феодора Стратилата и Ирины, соименных царя Федора Иоанновича и царицы Ирины.

Престол церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии, которые поминаются 19 марта (1 апреля по н.ст.), освящен в память о двух знаменательных событиях русской истории: в этот день 1613 года Михаил Федорович Романов выехал из святой Ипатьевской обители в Москву на царство; в этот же день 1814 года император Александр I во главе русской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном.

Церковь представляет собой безстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, венчанный двенадцатигранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане. В декоре фасадов храма сочетаются элементы классицизма и древнерусского зодчества. Интерьер храма был украшен монументальной масляной живописью, иконы иконостаса написаны палехскими иконописцами (не сохранились).

В настоящее время в храме во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии проходят ежедневные утренние и вечерние службы. Храм заново расписан на знаменательные темы артелью палехских художников.


Троицкий собор
1650 — 1652 гг.
восстановлен в 1993 г.
Построен при царе Алексее Михайловиче на месте «годуновского» храма сер. XVI века, разрушенного в 1649 году взрывом пороха - «зелейной казны», хранившейся в подклете собора. Крупный четырехстолпный трехапсидный храм увенчан пятью главами на световых барабанах. Поднятый на высоком подклете, он с трех сторон окружен двухъярусными галереями. В торце южной галереи расположен придел преподобного Михаила Малеина– тезоименитого святого царя Михаила Феодоровича Романова. Северная сторона храма, обращенная к главному входу в монастырь, являлась фасадом здания и имела богатое оформление – оконные проемы включены в композицию аркатурно-колончатого пояса. На северную сторону выходит парадное крыльцо с восьмигранным шатром, покоящимся на четырех декорированных столбах с мощными кубышками и висячими арками с гирьками. Четверик Троицкого собора украшает великолепный иконостас середины XVIII века, выполненный артелью костромских резчиков под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова в стиле борокко, а также настенная роспись XVII века, созданная знаменитой артелью костромских изографов во главе с Гурием Никитиным. Роспись уникальна по богатству сюжетных изображений, гармонии цвета и изяществу орнаментального декора.


Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Памятник, не сохранившийся до наших дней и восстанавливаемый в настоящее время. Впервые упоминается под 1564 годом, как небольшая шатровая каменная церковь при братской каменной трапезе. Построена на средства бояр Годуновых.

В 1760-1764 гг. на месте храма, пришедшего в ветхость, устраивается новая каменная просторная церковь с пятью деревянными главами. В 1801 году пять глав заменяются одной главой, а внутри храма ставятся деревянные колонны-крепления. Постройка дожила до 1859 года. В середине XIX века по проекту архитектора К.А. Тона строится новый пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с южной стороны. Храм имел соединение с Троицким собором через паперть с юго-западной стороны. Украшением церкви являлся позолоченный иконостас с иконами, выполненными в мастерской палехского иконописца Сафонова.

Колокольня
Композиция памятника выстраивается из двух разновременных частей. Древняя (южная) часть возведена в 1601-1604 годах на средства Годуновых в излюбленном в XVII веке стиле многопролетной аркады. В 1645 – 1646г.г. с северной стороны к ней была пристроена высокая колокольня с одним открытым пролетом для звона и шатром с зеленой обливной черепицей. Ее заказчиком был боярин Алексей Никитич Годунов, один из последних представителей этого древнего рода. Колокольня богато украшена поясами каменных резных ширинок, сдвоенными полуколонками и оконными проемами с килевидным завершением.

В середине XIX в. по проекту губернского архитектора Попова была пристроена западная открытая галерея, сооруженная вместо прежней деревянной.

К концу XVII века на звоннице и колокольне находилось 18  колоколов, самые крупные из которых в 600 пудов были вкладами матери царя Бориса Годунова Стефаниды, а также бояр А.Н. Годунова и В.И. Стрешнева.

В 2006 году в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь принцем кентским Майклом (пра- пра- правнуком императора Николая I) вложен новый 500 пудовый колокол «Царь Михаил», отлитый в память 400-летия избрания на престол государства Российского царя Михаила Федоровича Романова.

Богослужение в монастыре


По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
5 : 0
Утреннее правило, полунощница.
По будням
время
богослужение
примечание
6 : 0
Утреня. Часы. Литургия.
По: пнд., втр., сред., четв., вск.
время
богослужение
примечание
17 : 0
Вечернее богослужение
По: пятн.
время
богослужение
примечание
17 : 0
Вечерня, параклис с акафистом Божией Матери
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
17 : 0
Всенощное бдение
По: суб.
время
богослужение
примечание
6 : 0
Утреня. Часы. Божественная литургия. Панихида.
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
7 : 40
Часы. Божественная литургия
По: вск.
время
богослужение
примечание
6 : 30
Воскресная полунощница

Служение

Церковный историко-археологический музей

История музея на территории Ипатьевского монастыря начинается ещё в XIX веке.

В 1830-е годы в комнатах второго этажа или «Дворца Михаила Романова» были размещены 24 портрета представителей императорской фамилии «писанные живописцем Беннером, гравированные и печатанные в Париже».

С 1863 по 1912 годы Ипатьевская обитель принимала многочисленных посетителей в Музее Дома Романовых в «Царских чертогах» (Палатах бояр Романовых). Музей напрямую финансировался из государственных средств. В его экспозиции были представлены предметы, связанные с пребыванием в Ипатьевском монастыре царствующих особ, в том числе, реликвии основателя романовской династии – серебряный ковш и посох, присланные в обитель императором Николаем I.

В 1912 году, в связи с приближавшимся 300-летием царствования Дома Романовых, было создано Костромское Церковно-Историческое общество. В Ипатьевском монастыре открылось Древнехранилище, основу которого составили святыни Ипатьевской ризницы – удивительные по своей исторической и художественной значимости памятники искусства. Кроме того, благодаря просвещенному содействию Высокопреосвященнейшего Тихона, в Древнехранилище из костромских храмов и монастырей были привезены старинные иконы, богослужебные предметы, памятники древнерусского шитья, письменности, – большая коллекция памятников церковной старины.

В 2004 году в стенах древнего Ипатьевского монастыря создан Церковный Историко-археологический музей Костромской епархии Русской Православной Церкви, как преемник и продолжатель традиций дореволюционного церковного музея (Древлехранилища). Это пример возрождающегося «живого музея», о котором, в свое время, писали отец Павел Флоренский и профессор Покровский.

Впервые в России Государство доверило ЦИАМ, зарекомендовавшему себя, как серьезное религиозное культурно-просветительское учреждение, более трех тысяч уникальных экспонатов, являющихся частью Государственного музейного фонда.

Основу этой коллекции составляют святыни Ипатьевского монастыря – вклады царствовавших династий Годуновых и Романовых: древние иконы и книги в драгоценных окладах, богослужебные сосуды, пелены, облачения.

ЦИАМ является музеем в полном смысле этого слова, занимаясь хранением, исследованием, экспозиционной и образовательной работой.

Одной из основных задач ЦИАМ является изучение церковно-религиозной жизни Костромской епархии в её прошлом и настоящем, исследование, собирание и сохранение памятников местной церковной древности и истории. ЦИАМ хранит музейные предметы, поступившие в результате вкладов, дарений и пожертвований от добровольных вкладчиков, даже целых учреждений, организаций.



Новости

Все новости

Контактная информация

Как добраться?

На автомобиле дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М 8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги и повернуть на ул. Советская. По ней, проспекту Текстильщиков и ул. Островского следует подъехать к автомобильному мосту через приток Волги - реку Кострому. Ипатьевская слобода расположена на правом берегу реки Кострома, и к ней ведет Береговая улица.
На поезде или автобусе.

От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,5 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. От городского автовокзала до монастыря ходят автобус и маршрутное такси № 14. Также до Ипатьевской слободы доходят маршрутные автобусы № 4, 8, 11 и 38.

Возврат к списку