27 августа 2022 года, в канун праздника Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил освящение Успенского собора бывшего Отроч монастыря в Твери и Божественную литургию в новоосвященном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный II Тверского церковного округа протоиерей Вадим Желябовский, председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Тверской епархии протоиерей Александр Душенков, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Тверской епархии священник Виталий Симора, настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Твери протоиерей Геннадий Подгорный, клирик храма великомученицы Екатерины в Риме (Италия) иеромонах Кирилл (Порубай), руководитель службы протокола Тверской епархии священник Сергий Будков, настоятель храма великомученика Никиты Готфского в Твери священник Максим Казван, клирик храма Владимирской иконы Божией Матери в Твери священник Филипп Исломов. Настоятель Успенского собора игумен Петр (Танашкин) молился в алтаре.
Богослужебные песнопения исполнил хор молодежного движения «Источник» II Тверского благочиния под руководством Александры Желябовской.
Во время пения антифонов митрополит Амвросий совершил хиротесию во чтеца и чин поставления в иподиакона Сергия Мещерякова.
На малом входе по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла игумен Петр (Танашкин) был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями. Настоятель храма великомученика Никиты в Твери священник Максим Казван был награжден правом ношения наперсного креста золотого цвета.
После чтения Евангелия митрополит Амвросий произнес проповедь: «Иисусова молитва не только и не столько наша просьба, ведь мы и не просим ничего конкретного, отдаваясь на волю Божию, но скорее – наше слушание Бога, благодаря тому, что она очень немногословна и содержит в себе буквально одну мысль, между слов которой мы можем расслышать голос Христа. Под словом "голос" мы, конечно же, подразумеваем не просто звук, не слова и даже не информацию. Когда мы говорим "Голос Бога", мы подразумеваем в первую очередь общение с Богом Живым. А общение это намного глубже, чем слова. Если у нас есть любимый человек, то общение с ним может заключаться просто в том, что мы гуляем, или сидим вместе и смотрим на закат, или пьем чай. Иногда просто приятно помолчать друг с другом, и эта глубина молчания бывает гораздо важнее слов. Молитва – это именно общение с Богом, не просто разговор и обмен информацией, но присутствие Бога в общении, даже в молчании. И когда мы раз от раза переживаем такое ощущение присутствия, то со временем мы начинаем Его узнавать и начинаем разбираться, что есть Бог, а что не Бог, понимать, в каком нашем поступке Христос присутствует, а в каком – нет. И вот в этом смысле творить молитву Иисусову – значит еще и слушать ответ Господа нам, слушать Его голос, чтобы научиться отличать его от всего прочего в мире. Слушать и слышать Его голос, чтобы быть поистине овцами Его стада, знающими голос своего Пастыря.
И эта молитва, произносимая регулярно, со временем приведет нас к той тишине, к тому душевному спокойствию, которое позволит слышать голос Божий в нашей жизни. Ведь Он обращается к нам непрестанно, но мы Его не слышим, не способны расслышать в том шуме и в той суете, которые заполняют нашу жизнь и наши души. Эта душевная тишина, внутреннее молчание и есть само действие благодати Духа Святого, преображающее нас изнутри. Только в этой тишине мы можем научиться слышать голос Божий, но для этого нужно приложить усилие – усилие внимания и воли, делать действия, направленные к Богу, жертвовать этой деятельности свое время, приносить в жертву ей свои привычные размышления и мечты».
На Херувимской песни архиерей совершил поминовение о здравии и об упокоении. Вынимая частицу из просфоры, на Херувимской песни архипастырь произнес особую покаянную молитву о мире: «Господи Иисусе Христе Боже наш, приими жертву сию в оставление всех грехов и беззаконий наших, имиже раздражихом Твое человеколюбие и прогневахом Твою благость: и отврати от нас весь гнев Свой, праведно движимый на ны, и ути́ши вся крамолы и нестроения, и раздоры ныне сущия, и кровопролития, и междоусобную брань утоли, и подаждь мир и тишину, любовь же и утверждение и скорое примирение людем Твоим, ихже честною Твоею искупил еси кровию, славы ради имене Твоего, утверждения же и укрепления Церкве Твоея Святыя».
После Евхаристического канона митрополит Амвросий рукоположил в сан диакона к храму Покрова Пресвятой Богородицы в Твери иподиакона Сергия Мещерякова.
Архиерей поздравил верующих со знаменательным событием освящения храма и 300-летием главного собора бывшего Отроч монастыря: «Для нас великая милость Божия быть участниками и служителями чина освящения этого древнего храма, поскольку мы находимся на историческом месте, связанном и с веками монашеской жизни на Тверской земле, с именами святителя Филиппа, митрополита Московского, преподобного Максима Грека и иных святых, которые были игуменами и этой святой обители. Сегодня в обители остался только Успенский храм, и мы благодарим Бога за то, что Он помог его воссоздать, восстановить, а сегодня и освятить. Престол храма, подобно маленькому ребенку, сегодня был омыт, его запеленали, обвязали, престол и стены храма были помазаны святым миром. По уставу Церкви именно на освященном престоле должна совершаться Божественная литургия и в освященном храме – все таинства. И сегодня еще одно таинство было совершено на освященном новом престоле – это таинство рукоположения в священный сан диакона Сергия.
Я хочу Вас, отец диакон Сергий, поприветствовать и поздравить с особым событием в Вашей жизни. Оно случилось у Вас не в молодые годы, через годы поисков, которые были по-настоящему искренними, хотя, возможно, и не безошибочными. Но Вы нашли себя именно в пространстве Православной Церкви, здесь обрели мир, покой и откликнулись на предложение стать ее священнослужителем. Пусть благодать Божия, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, помогает Вам в Вашем служении».
Владыка подарил новопоставленному диакону служебник, Евангелие и просфору.
После богослужения для прихожан и гостей храма была организована трапеза.