В канун главных зимних праздников – гражданского новолетия, Рождества Христова и Богоявления – вышел очередной выпуск журнала «Монастырский вестник» официального издания Синодального отдела по монастырям и монашеству.
Главная тема 1-го (13) номера 2015 года – Рождество Господа нашего Иисуса Христа.
По мнению главного редактора журнала, наместника Высоко-Петровского монастыря игумена Петра (Еремеева), у читателей несомненно вызовет интерес подробный рассказ о традициях празднования Рождества на Святой Земле, репортаж о жизни Рождественского женского монастыря в Твери, статья митрополита Волоколамского Илариона о монашестве в контексте богословского наследия трех Вселенских Святителей и другие материалы.
«Преисполнимся духовной радостью, ибо воссиял для нас день нового искупления и счастья вечного! Когда рождается Господь… сколь же великое ликование об этом неописуемом деянии Божественной любви следует питать уничиженности человеческой, когда ему так радуются небесные Ангелы!» – призывает к радости о родившемся Спасителе Лев Великий. Радость Рождества способна согреть и оживить самое черствое сердце, она похожа на радость уставшего путника, нашедшего кров, на радость сироты, обретшего родных, на радость ребенка.
В дни ожидания великого праздника Рождения в мир Спасителя, когда нарастает суета и безумный мир в очередной раз пытается обесценить, разменять на гроши главный нерв христианской истории, хочется снова ощутить себя детьми. Детьми, твердо знающими, что непременно настанет чудесная ночь, которая все изменит, обновит, подарит восторг, вдохновение и радость.
В праздничном номере «Монастырского вестника» представлен целый комплекс материалов, объединенных темой номера – одним из важнейших праздников христианского мира – Рождения Спасителя на земле: история, осмысление в церковной традиции, иконография и особенности Рождественских служб; заметки православного священника о праздновании Рождества Христова на Святой Земле; рассказ о Рождественском вертепе; репортаж из Христорождественского женского монастыря в Твери, доклад о роли монашества в истории русской словесности.
Также в первом номере наступающего 2015 года освящается еще один важный праздник января – Крещение Господне. В статье «Обновление естества» автор размышляет о значении Богоявления в жизни каждого христианина. Господь приходит креститься от Иоанна Предтечи, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф.3, 15), подает нам пример смирения и прославляется от Бога Отца, являет Себя как одно из Лиц Пресвятой Троицы. Это первое явное откровение Бога о Себе как о Троичном Боге, поэтому само Богоявление является догматическим основанием для прославления нами Бога-Троицы.
Одним из самых интересных материалов нового номера является доклад митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) «Монашество: три взгляда на современное христианство», в котором анализируется отношение к институту монашества трех великих святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова – и делается вывод, что, несмотря на различное понимание организации и методики монашеской жизни, в онтологической перспективе все три святителя едины. Христианская жизнь – это таинство, недоступное внешнему, не из Церкви взирающему, уму.
Апостол Павел говорит христианам: «Вы умерли, и жизнь ваша сокрыта [ἡ ζωὴ ὑμῶν κέκρυπται] со Христом в Боге» (Кол. 3, 3). Христианство радикально по своей сути (ср. 1 Кор. 1, 23), но внутри него существует устойчивое осознание института монашества как чего-то радикального в силу строгой аскетической традиции. Святоотеческое наследие большей частью сосредоточено на жизни созерцательной, аскетической, то есть монашеской. Именно такая сосредоточенность на монашестве в истории христианской духовности приводит некоторых к попытке разделить христиан на два разряда.
В рубрике «Духовная жизнь» опубликованы «Записки новоначальной». Их автор инокиня Ф. подвизается в монастыре в течение пяти лет. По благословению матушки игумении данные заметки составлялись ею по собственным впечатлениям, будучи в статусе новоначальной послушницы. Инокиня Ф. также написала рецензию на книгу С. Вяткиной «Царский путь», являющуюся увлекательным жизнеописанием белогорского игумена Серафима (Кузнецова) и обширным историческим очерком. Имя этого подвижника не числится среди канонизированных Российских исповедников, но в настоящее время широко известно, да и в годы гонений верующие тайно хранили его книги и переписывали от руки.
Журналисту Светлане Вяткиной удалось собрать неоспоримо выразительные факты, авторский взгляд на которые в научном мире принято трактовать как открытия. В начале прошлого века игумен Серафим спас мощи царственных алапаевских мучеников от глумления и уничтожения. В тяжелейших условиях гражданской войны, рискуя жизнью, увез гробы с телами на Дальний Восток, затем в Пекин, а святые останки преподобномучениц Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары (Яковлевой) доставил в Иерусалим. Так подсказали ему голоса долга и совести – те самые «гласы», при помощи которых с нами общается Бог.
В январском выпуске «Монастырского вестника» открывается новая рубрика «Отцы Церкви», в которой ежемесячно будут представлены материалы о великих монахах-пустынниках – преподобных Антонии, Иларионе, Макарии, Пахомии Великих и других знаменитых подвижниках первых веков монашества. Карандашные иллюстрации в черно-серых тонах подчеркивают аскетизм и дух эпохи, о которых говорится в тексте.
Кроме того, в журнале уже традиционно богословски освящаются современные проблемы монашества, даются рецензии на книги и другие материалы. К 20-летию блаженной кончины и 90-летию со дня рождения старца Паисия Афонского на страницах «Монастырского вестника» повествуется о книге «Путь к святости», составленной по воспоминаниям многочисленных учеников старца Паисия Святогорца. Книга создана в память и, можно сказать, во внутреннем диалоге с архиепископом Костромским и Галичским Алексием (Фроловым; +3.12.2013), много лет возглавлявшим Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Собственно, на его словах о святости, открывающих и завершающих повествование, и основывается данное издание. Накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы отмечалась годовщина преставления владыки Алексия ко Господу.
В первом выпуске «Монастырского вестника» была опубликована его статья, которую архиепископ Алексий завершил словами отца Паисия, что и сподвигло составителя книги о старце наполнить ее цитатами владыки Алексия. Таким образом, получилась этакая рифма-перекличка через журнал. «Путь к святости» – это сборник живых рассказов, ставший воплощением традиции, о продолжении которой радел старец Паисий. Для русского читателя особенно интересны рассуждения греческого подвижника о нашей стране, ведь именно с Россией отец Паисий связывал будущий расцвет и возрождение православия.
«Христос раждается, славите: Христос с Небес, срящите!»