Казанский Успенский Зилантов женский монастырь Епархиальный женский монастырь

Адрес:
Республика Татарстан, Казань, Архангельский переулок, 1
Телефон:
+7 (843)555-38-04
E-mail:
zilantmonastir@mail.ru
Сайт:
Дата основания:
1552
дата восстановления:
1998

История

Свято-Успенский монастырь на Зилантовой горе – древнейший из сохранившихся мужских монастырей Поволжья, основан Иоанном IV Грозным в день и в год взятия Казани 15 октября 1552 года для вечного поминовения павших воинов.

Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски – Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе. Именно Зилант изображен на гербе Казани.

История монастыря богата событиями, имеющими государственное значение, связана с именем царя Иоанна Грозного, правителей и многих знатных родов города Казани.

Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), Князь-Владимирская церковь. Много жилых и хозяйственных построек. Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году.
В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф (Курцевич) (ум. 1642), выходец из Украины, он был снят с кафедры и сослан по обвинению в ереси. Однако через десять лет, при патриархе Никоне, его взгляды были приняты церковью. Могила Иосифа, находившаяся в Успенском соборе не сохранилась.

В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года – Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) – ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии.

В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. В августе 1918 года Казань была занята Троицкий собор.белочехами, и на Зилантовой горе против воли монашествующих были установлены орудия. 10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань.

В город ворвались красные войска. Десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы.

В годы советской власти в монастыре располагались: детская колония, склады МВД и коммуналки.
В 1998 году разрушенный почти до основания монастырь был передан Казанской епархии.

С 1998 года начался возрождаться как женский монастырь. Монастырь по составу монахов всегда был немногочисленным, также немногочислен и в настоящее время.
Монастырь общежительный, с ежедневным совершением полного суточного круга богослужений. Сестры несут послушания в монастырских храмах, на трапезе, на территории. Монастырские сестры занимаются разным рукоделием, реставрацией икон, проведением экскурсий по монастырю с группами паломников.

В монастыре имеется мощевик с частицами мощей: святых Киево-Печерской лавры, Казанских святителей Гурия и Германа, Дивеевских святых (прпп.: Александры, Марфы и Елены), прпп. Сергия Радонежского, Серафима Саровского, вмч. и целителя Пантелеимона , вмц. Елисаветы Федоровны и духовника обители свщ. исповедника Сергия Сребрянского, свт. Луки Войно-Ясенецкого, частица одного из Вифлеемских младенцев и других частиц многих святых.

В монастыре:
— каждую субботу, после Литургии, проводится Панихида, в том числе, с поминовением усопших по древнему заупокойному синодику (с 1560 г.);
— каждую среду, кроме великих и двунадесятых праздников, перед Литургией, совершается молебен с чтением Акафиста перед почитаемой иконой Успения Божией Матери;
— ежемесячно в часовне проводится молебен 14 тысячам убиенным младенцам в Вифлееме;
— каждый четверг служатся молебны святым по требам прихожан;
— ежемесячно служится Литургия при больничном храме («Благодатное небо»).

Настоятельница

Игумения Сергия (Лакатош)


Храмы и Богослужения

Надвратная колокольня с храмом в честь архистратига Божия Михаила
2004 г.
Собор в честь Троицы Живоночальной
2006 г.
Собор построен на месте разрушенного в 1920-х годах храма Зилантового монастыря. Возведен и расписан в 2003-2006 гг. мастерами из Сергиева Посада. Даже узорный поясок вокруг соборных стен точно скопирован с лаврского. Иконостас пятиярусный, «рублевский» и «та же» икона Святой Троицы справа от Царских врат. Стены храма расписали по образцам Дионисия мастерами артели Евгения Тупова. В храме есть икона прп. Сергия Радонежского с частицей мощей Преподобного.
Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы
восстановлен в 1998 г.
Изначально монастырь был посвящен двум праздникам — Успения Божией Матери и Всех Святых. Соответственно, с самого основания и стояли в нем две деревянные церкви. "А в монастыре церковь Успения Пречистой Богородицы да теплая церковь Всех Святых, а постановления все строения с государевой казны" — указывалось в Писцовой книге 1566 г, этом самом первом в истории описания Зилантова монастыря. По первому описанию 1566 г. все в ней выглядело очень скромно и даже бедновато. Иконостас, в котором имелись только два яруса, был очень невысок. По сути это была бревенчатая церковь-изба размерами ненамного больше часовни, призванная лишь вместить по зимнему времени 13 человек: 10 старцев,священника и дьякона — всю братию, которая числилась на 1566 г.

Лишь 120 лет спустя, в 1681 г. теплая церковь была наконец построена в камне. Успенский и Всехсвятский храмы, стоявшие по диагонали к друг другу соединялись изящной каменной галереей. Не было, пожалуй, ни одного сооружения на Зилантовой горе, чей облик за 300 с лишним лет существования до наших дней менялся бы столько раз.По сути, одна церковь была до 1829 г, почти совсем другая, но перестроенная -1830-1895 гг., третья с 1898 г. Лишь фундамент оставался прежним, да еще некоторые стиливые особенности конца XVII в. Мы почти не знаем, как в конце XVII-XVIII веках выглядел храм Всех Святых — ни снаружи, ни внутри. Иконы , видимо были те же, что и в последующем XIX веке: почти все они сохранились с древности вплоть до революции. К началу XIX в. храм сильно обветшал.

Лишь средства, постепенно накопленные за 23 года управления архимандрита Амвросия, смогли послужить базой для капитальной реставрации церкви. В 1829 году она была полностью обновлена и заново освящена: именно эта дата значилась на антиминсе главного алтаря, и впервые устроенного придела свв.первоверховных апостолов Петра и Павла. В одном двухэтажном здании поместились и братские кельи, и трапезная, и кладовые. но сам храм, как и сейчас, размещался на втором этаже. А над всем этим нависала еще и тяжелая колокольня. Интерьер церкви был роскошен и великолепен. В 1895 г церковь была полностью разобрана и к 1898 г возведена заново по проекту архитектора Ф.Малиновского: проекту весьма сильно отличавшемуся от прежнего. В таком виде храм восстановлен и сейчас, век спустя, после долгого советского запустения. В 1998 г. Всехсвятская церковь возрождается, а в 2000 г освящается уже как Успения Пресвятой Богородицы.
Храм в честь мучеников Адриана и Наталии
2002 г.
Церковь святых мучеников Андриана и Наталии является домовой при сестринском корпусе монастыря. Освящение архиерейским чином состоялось 8 сентября 2004 года.
Храм в честь равноапостольного великого князя Владимира

Подворья

дата основания:
2011 год
Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, село Ключищи, Центральная улица, 1А

Богослужение в монастыре


По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
7 : 30
Часы. Божественная литургия
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск.
время
богослужение
примечание
16 : 00
Вечернее богослужение
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
16 : 00
Всенощное бдение
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
8 : 40
Часы. Божественная литургия

Служение

Воскресная школа
Центр защиты материнства и детства
Основной целью деятельности Центра является: спасение нерожденных детей (профилактика абортов) и укрепление традиционных семейных ценностей.

Центр существует на пожертвования благотворителей. Мы оказываем и финансовую помощь нуждающимся, осуществляем срочные денежные сборы, т.к. многие не имеют возможности платить за проживание, лекарства и проч. Собираем также продуктовую и другую гуманитарную помощь.


Контактная информация

Как добраться?

Из центра Казани через Казанку по Кировской дамбе, после реки на перекрестке прямо, так чтобы железная дорога осталась параллельно слева. Через 750 метров, когда до поворота дороги налево останется метров 200, повернуть направо, на улицу Архангельская. Примерно через 200 с небольшим метров повернуть налево, по указателю к монастырю. Через 150 метров впереди начнется брусчатый подъем к монастырю.

Возврат к списку