Комиссия Синодального отдела по монастырям и монашеству проинспектировала Свято-Николаевскую социальную обитель милосердия Оренбургской епархии

С 27 февраля по 1 марта 2018 года по благословению председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста настоятельница Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря игумения Олимпиада (Баранова) и настоятельница Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря игумения Мария (Солодовникова) в составе Инспекционной комиссии Синодального отдела по монастырям и монашеству посетили Оренбургскую епархию.
За время поездки настоятельницы ставропигиальных монастырей посетили святыни Оренбургской земли в сопровождении митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина. Главной целью поездки стало посещение Архиерейского подворья храма Святителя Николая Чудотворца в с. Покровка Оренбургской области, также называемого Святые пещеры, или Свято-Николаевская социальная обитель милосердия. 

С 1 декабря 2008 года по благословению митрополита Валентина приход Свт. Николая Чудотворца с. Покровка перешел в ведение Социально-миссионерского благочиния имени святого великомученика и целителя Пантелеимона. Теперь этот комплекс носит название «Святые пещеры. Свято-Николаевская социальная обитель милосердия». В июле 2010 года в Святых пещерах состоялось освящение колодца и часовни во имя Вмч. Пантелеимона Целителя с купальней.

На территории комплекса обители расположены: 

  • Святые пещеры с храмом Рождества Иоанна Крестителя над входом. В пещерах находятся: подземный храм Святых преподобных Антония и Феодосия (первых монахов Киево-Печерской лавры), келия основателя монастыря игумена Зосимы и келия схимонаха Нила;

  • святой родник с купальней и часовней Вмч. Пантелеимона Целителя;

  • надвратная колокольня с храмом Св. прп. Марии Египетской;

  • административно-жилой корпус;

  • водосвятная часовня;

  • трапезная;

  • установленные кресты на местах: разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божией Матери, монастырского кладбища. 

За время посещения архиерейского подворья матушки настоятельницы ознакомились с монашеской жизнью сестер, несущих послушание в Свято-Николаевской социальной обители милосердия Святые пещеры, их богослужебной жизнью,  уставом, распорядком дня, послушаниями и условиями жизни. 

По итогам визита члены Комиссии составят рапорт для Синодального отдела по монастырям и монашеству.

Краткая справка

История этого святого места началась еще в ХIХ веке. В 1896 году здесь поселился 36-летний казак Нижнеозерной станицы Захарий Карцев, будущий основатель Свято-Никольского монастыря игумен Зосима. По легенде Захарию во сне явилась Пресвятая Богородица и повелела ему идти на это место, а благословение на строительство монастыря было лично  им испрошено у отца Иоанна Кронштадтского.
В течение двух лет Захарий занимался строительством пещерных ходов, постоянно находясь в молитвенных трудах и посте. К нему стали приходить будущие братия – казаки и крестьяне окрестных селений, ищущие спасения и подвига. Трудились они в копании подземного пещерного хода, общая протяженность которого достигла 120 саженей (1 саж. – 2, 1336 м). Питались подвизающиеся подаянием, ночью собирались для молитвы, неизменно вычитывая правило, положенное для иноков.

В  1906 году построили деревянную домовую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Один за другим поднимались жилые корпуса для братии: полукаменный двухэтажный с трапезной внизу, в 1910 году – одноэтажный полукаменный. 

В 1909 году Покровский скит был приписан к близлежащему Оренбургскому Мещеряковскому монастырю. 

26 сентября 1909 г. Захарий пострижен в монахи с именем Зосима.

В 1910 году Захар Карцев был рукоположен в сан иеродиакона, а через год – в иеромонахи.
Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Монастырь помогал голодающему населению. Монахи имели свое хозяйство: лошади, коровы, посевные угодья, а жили за счет кирпичного дела, создавая очень качественный даже по тем временам кирпич. 

2 октября 1911 года был освящен каменный храм во имя Святителя Николая. 

По указу императора Николая II от 21 января 1913 года Святейший Синод представил епископу Оренбургскому и Тургайскому Феодосию постановление об обращении скита в Свято-Николаевский мужской общежительный монастырь. 

С помощью доброхотных жертвователей обитель постепенно благоустраивалась: возведены странноприимный дом (гостиница) и подсобные здания, посажен фруктовый сад, в хозяйстве появились лошади и коровы, насельники производили посев до двадцати десятин (всего угодья составляли 63 десятины), имели кожевенный и кирпичный заводы; содержали при монастыре дом для калек мужского пола, которые валяли валенки, шили, помогали братии своими посильными трудами. 

В пещерах монастыря была устроена небольшая церковь. Старец Нил принимал в ней людей для духовного окормления. Библиотека и архив хранились у отца Зосимы. В пойме реки Самары бил святой родник, воду братия брала из этого, Николаевского, родника. Монастырское кладбище располагалось рядом. 

В клировых ведомостях 1916 года значилось 76 монахов (из них 16 иеромонахов), в монастыре жило двести насельников. 

В 1916 г. монастырь возводит в Оренбурге каменный храм Святого великомученика и целителя Пантелеимона рядом с Афонским подворьем. 

После октябрьского переворота 1917 года начались гонения на Церковь. Игумен Зосима умер в 1923 году в возрасте 63 лет. Настоятелем монастыря стал иеромонах Геронтий (Георгий Иванович Губанов). 

На начало рокового 1917 года в Свято-Николаевском монастыре насчитывалось: один схимонах, семь иеромонахов, четыре иеродиакона, восемь монахов и 24 послушника. 

Приказом властителей-атеистов все постройки Никольского монастыря были разрушены, пещерные ходы засыпаны, монахи расстреляны или арестованы, уничтожены памятники на кладбище, святой родник полузасыпан.

Пещеры долгое время были открытыми. На месте бывшего монастыря стали появляться знамения. Однажды люди видели огненный столп над холмом. В Покровке стали появляться паломники, и в 1939 году власти решили замуровать вход в пещеры. 

Первые попытки обнаружить пещеры монастыря были предприняты спустя полвека, в 1993 году.  Вход в Святые Пещеры был обретен 8 июня 2002 года.

2 сентября 2005 года был освящен  храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, построенный над входом в пещеры. 

13 мая 2006 года совершено освящение места и закладка камня надвратной колокольни с храмом Святой преподобной Марии Египетской. 

13 мая 2007 года состоялся чин освящения центрального креста колокольни и креста для братского корпуса. 

Первые попытки вернуть храм и подворье были предприняты в 2001 году настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Покровка. 

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Александро-Ошевенский мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь