Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXV Международных Рождественских образовательных чтений начало свою работу

26 января 2017 года начало свою работу направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917–2017: уроки столетия»

Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы в этот день возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики монастыря и участники Чтений в священном сане.

За богослужением молились заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа) с сестрами и игумении ставропигиальных и епархиальных монастырей Русской Православной Церкви и Поместных Церквей, прибывшие на церковный форум.


По окончании богослужения владыка Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Мероприятие продолжилось в Центре оперного пения им. Г. Вишневской на Остоженке.

Под председательством архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста работу направления возглавил президиум в составе митрополита Святогорского Арсения, наместника Свято-Успенской Святогорской лавры; митрополита Горийского и Атенского Андрея (Грузинская Православная Церковь); митрополита Тамасосского и Оринийского Исаии (Кипрская Православная   Церковь); архиепископа Петропавловского и Камчатского Артемия.

Открывая пленарное заседание (куратор – игумения Иулиания (Каледа)), архиепископ Феогност обратился к участникам мероприятия с кратким вступительным словом. Приветствовав докладчиков и слушателей Чтений, Его Высокопреосвященство ознакомил собрание с основными этапами работы направления.


Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Церкви МГУ им. М.В. Ломоносова Г.М. Запальский в своем докладе «Монашество перед вызовами революционной эпохи» ярко описал историческую ситуацию, в которой находилось монашество Русской Православной Церкви перед октябрьским переворотом и в первые годы советской власти. Докладчик  подробно рассказал о преобразованиях, которые пыталось проводить монашеское сообщество, о комплексе мер, вынесенных на обсуждение Поместного Собора 1917–1918 гг., о том, какой отпечаток наложили на принимавшиеся решения бурные революционные процессы.

По благословению архиепископа Феогноста доклад «Святые и подвижники благочестия в истории Русской Церкви XX века» епископа Лидского и Сморгонского Порфирия, председателя Синодального отдела по делам монастырей и монашества Белорусского экзархата, зачитал наместник Юровичского Свято-Рождество-Богородичного мужского монастыря Туровской епархии игумен Авксентий (Абражей). Епископ Порфирий напомнил наиболее характерные эпизоды из жизни святого Патриарха Тихона, святителя Луки Крымского, священномученика Петра (Полянского) и других исповедников веры, сознательно принявших страдания за Христа. Автор доклада особо подчеркнул, что в каждом таком жизнеописании засвидетельствован урок, имеющий для нас большое значение: история святости в ХХ веке – «несокрушимый фундамент», на котором Церковь выстояла в жестоких испытаниях.

Митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия (Кипрская Православная Церковь) представил аудитории исследование «Значение подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской для вселенского Православия».

В своем выступлении митрополит Исаия заострил внимание слушателей на том факте, что интенсивность репрессий в отношении Церкви в послереволюционной России была сопоставима с гонениями в первые века христианства. Русские новомученики оказали огромное влияние на весь мир. Они приводят к вере, укрепляют и вдохновляют множество людей, в том числе и в тех странах, где христиане и ныне претерпевают преследования.

Пленарное заседание направления завершилось выступлением митрополита Горийского и Атенского Андрея (Грузинская Православная Церковь) на тему «Монашество Грузии в годы гонений на Церковь». Владыка Андрей познакомил участников Чтений с судьбами грузинских подвижников и напомнил, что путь исповедания веры и подвиг возрождения вековых устоев Церкви Христовой Русская и Грузинская Церкви прошли вместе. «Новомученики, какой Поместной Церковью они ни были бы прославлены, – это наши общие святые, наши общие покровители, наши общие отцы и матери», – сказал докладчик.

Работа направления продолжилась на заседании секции «За Христа пострадавшие: значение опыта новомучеников и исповедников Церкви Русской для современного монашества» под председательством митрополита Святогорского Арсения (куратор – настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова)).


Епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря Москвы, в своем выступлении «В горах и пещерах: аскетический опыт монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке» поделился воспоминаниями о прославленном ныне митрополите Тетрицкаройском Зиновии (Мажуге) и схиархимандрите Виталии (Сидоренко), возвеличивших подвиг монашества в годы гонений.

Заявленной теме секции был посвящен и доклад насельника Троице-Сергиевой лавры, профессора МДА архимандрита Макария (Веретенникова) «За Троицу Святую: подвиг троицкого наместника архимандрита Кронида (Любимова)».

Наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов) в исследовании «Светильники духа: служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке» напомнил собранию о роли, которую суждено было сыграть Даниловой обители в период богоборчества. Архимандрит Алексий живо обрисовал портреты даниловской братии. Молитвами и подвигами последнего настоятеля архипископа Феодора (Поздеевского) и духоносных старцев обители Данилов стал центром православной жизни Москвы 1920-х годов.

Настоятельница Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря игумения Мария (Солодовникова) в докладе на тему «Верные хранительницы монашеских преданий: исповеднический подвиг монахинь в годы гонений» рассказала о судьбах последней игумении обители Алипии (Таишевой) и аносинских монахинь, для которых иноческий путь стал «открытым путем мученичества», жертвой Богу и примером будущим поколениям христиан.

Настоятельница Серафимо-Знаменского скита Московской епархии игумения Иннокентия (Попова) в своем выступлении, посвященном основательнице и первой настоятельнице обители схиигумении Фамари (Марджановой), подробно описала жизнь новопрославленной в лике святых матушки и рассказала о людях, с которыми схиигумению связывали духовные отношения, о том, что участие матушки Фамари в жизни скита насельницы ощущают и в наши дни.

Подводя итоги работы направления, митрополит Арсений отметил, что рассказы и воспоминания о подвиге исповедников веры Христовой имеют, прежде всего, духовный смысл. Исследуя их жизнь и обращаясь к ним за молитвенной помощью, мы чувствуем себя членами единой Церкви, телом Христовым и сподобляемся заступничества и благословения святых.

В ходе работы участники Чтений имели возможность задать выступавшим свои вопросы.

В этот же день в Зачатьевской обители состоялось собрание наместников и игумений ставропигиальных монастырей и членов коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству. Участники собрания кратко обменялись мнениями о текущей работе Отдела.

Направление Международных Рождественских образовательных чтений «Древние монашеские традиции в условиях современности» продолжит свою работу 27 января. 


Фото: В. Ходаков

Материалы по теме

Доклады

Монастыри

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Москва, 2-й Зачатьевский переулок, 2с13
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Москва, 2-й Зачатьевский переулок, 2с13

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь