Участники регионального круглого стола «Практические аспекты принятия в монастырь. Келейное правило монашествующих» подвели итоги работы

13 марта 2020 года, в пятницу второй седмицы Великого поста, в Свято-Георгиевском женском монастыре г. Ессентуки Пятигорской и Черкесской епархии продолжилась работа регионального круглого стола «Практические аспекты принятия в монастырь. Келейное правило монашествующих», для участия в котором собрались насельники монастырей Северо-Кавказского федерального округа и представители Синодального отдела по монастырям и монашеству во главе с его председателем архиепископом Каширским Феогностом.

Перед началом заседания в Георгиевском соборе обители была совершена Литургия Преждеосвященных Даров. Богослужение возглавил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Солнечногорский Алексий, архимандрит Мелхиседек (Артюхин), пресс-секретарь СОММ, настоятель Московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, и участники конференции в священном сане.


За Литургией молились: игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя СОММ, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы; игумения Викторина (Перминова), член коллегии СОММ, настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы; игумения Варвара (Шурыгина), настоятельница Свято-Георгиевского женского монастыря с сестрами; игумены и игумении монастырей Северо-Кавказского федерального округа.

В архипастырском слове по окончании богослужения архиепископ Феофилакт напомнил о замысле Божием, который заключается в том, чтобы мы, научившись здесь, на земле, быть вместе, жаждали этого единства и на небе и получили его. «Вместе же мы можем быть, когда центром и основой нашей жизни является Бог. Разделение в земной жизни станет непреодолимым препятствием для нашего единства с Богом и вечностью. Сегодня мы приносим Богу благодарность за наше единство с дорогими владыками, отцами игуменами и матушками игумениями, которые собрались здесь по благословению Святейшего Патриарха Кирилла для того, чтобы, совершая общую молитву, наполнить эти дни нашим открытым, братским живым общением», – сказал владыка Феофилакт.


Отвечая Высокопреосвященному владыке, епископ Солнечногорский Алексий отметил, что члены московской делегации духовно обогатились пребыванием на благословенной Кавказской земле. Он вспомнил, как во времена его юности в лавру преподобного Сергия приезжали «особо церковные» люди с Кавказа и вместе с лаврскими насельниками возносили молитвы. «Эти люди и сейчас для нас дороги, – сказал владыка Алексий, – и здесь мы воочию видим плод их жизни, прожитой с Богом: прекрасные храмы, восстановленные святыни. Так и всем нам нужно стремиться к тому, чтобы через нашу жизнь воссиял Христос».

Тему единения архиепископ Феофилакт продолжил, открывая заседание круглого стола, когда попросил не выделять президиум из числа участников и воспринимать конференцию именно как братскую встречу единодушно настроенных людей.


С первым докладом «Трудности в совершении келейного правила и возможные пути их преодоления» выступил игумен Афанасий (Гриценко), настоятель мужского монастыря во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», ответственный по делам монастырей и монашествующих Ставропольской и Невинномысской епархии. С опорой на советы святых отцов и опытных игуменов отец Афанасий раскрыл в связи с монашеским молитвенным правилом три особенно важных аспекта. Он сказал не только о вынесенных в заглавие трудностях в молитве и их преодолении, но и о способах совершения действенной молитвы и особой роли игумена в совершении монахом его индивидуального правила. Отец игумен подчеркнул мысль, что вокруг молитвы нужно строить всю монастырскую жизнь – недопустимо посвящать молитве и богослужению лишь какие-то обрывки времени, остающиеся от прочих дел. Часто и иноки, и сам игумен оказываются побеждены сиюминутными обстоятельствами – большим количеством послушаний и т. п. В таком случае, считает докладчик, нужно принимать эти обстоятельства со смирением и верить, что Бог видит трудности монаха и «может найти другие способы для того, чтобы создать живую связь между Собой и человеком». Большое значение имеет подготовка к исполнению правила в течение дня – при этом имеется в виду в том числе и сохранение мирного устроения сердца. Игумену необходимо воспитывать в насельниках любовь к молитве, созидать правильный настрой в братстве, а также «помогать каждому найти свой собственный способ предстояния пред Богом».


Тему продолжил игумен Кирилл (Никитин), настоятель мужского монастыря апостолов Петра и Павла г. Светлограда (Ставропольская епархия), в докладе «Задачи игумена в обучении келейному правилу. Важность индивидуального подхода». Основываясь на опыте святых отцов и известных современных пастырей, игумен Кирилл подчеркнул необходимость индивидуального подхода игумена к каждому члену иноческого братства. Докладчик особо остановился на препятствиях-искушениях, встающих на монашеском пути. Это зачастую стремление к подвигам, превышающим телесные, душевные и духовные силы, притом что сами подвиги украшают монашеское жительство, полезны и важны – необходимо только разумное распределение сил, в чем и может помочь духовный руководитель. Еще одно препятствие – искушение духовной самодостаточностью, замкнутость братства. Противоположно ему и столь же опасно привнесение мирского духа в обитель. Многопопечительность, чрезмерное стремление к материальному процветанию монастыря также уводят от главной цели монашеского жительства. «Игумен как добрый пастырь должен “неусыпным оком” наблюдать за братьями и ни в коем случае не позволять им искажать и нарушать образ жизни обители. Он должен заботиться о неукоснительном соблюдении всеми монастырского режима дня, где отведены определенные часы на послушания и отдых, чтобы оставалось время на уединенную келейную молитву и чтение», – процитировал в завершение своего доклада слова митрополита Лимасольского Афанасия игумен Кирилл.


С докладом «Значение правила в поддержании литургичности монастырской жизни» выступила игумения Варвара (Шурыгина), настоятельница Свято-Георгиевского женского монастыря Пятигорской и Черкесской епархии. «Сегодня, говоря о содержательной стороне жизни монаха, мы вновь возвращаемся из храма в келию. Невозможно со всей серьезностью подходить к богослужению, не имея твердой основы в правиле келейном. Более того, то духовное сокровище, которое инок износит из храма, должно быть приумножено им в своей частной молитве», – сказала матушка Варвара.

Келейное правило монаха называют иногда «частной Литургией». Келейная молитва непременно соединяется с богослужебным кругом и в особенности с таинством таинств – Евхаристией. Келейная молитва действительно поддерживает литургическую жизнь, и это двуединство становится опорой монашеского делания. От игумена, игумении зависит организация жизни монастыря как единого молитвенного пространства: они осуществляют духовное руководство братией, сестричеством, подают личный пример при постоянном обращении к святоотеческому и подвижническому опыту, проявляют мудрость в индивидуальном подходе к каждому брату, сестре с учетом духовного возраста и душевного устроения. От насельников же требуется готовность к послушанию, отказу от индивидуалистического понимания личного молитвенного делания. В продолжение доклада матушка остановилась на некоторых необходимых требованиях к иноческому правилу, особенностях, которые нужно учитывать при его назначении, а также на важности совершения Иисусовой молитвы.


Завершил заседание круглого стола доклад игумении Нонны (Багаевой), настоятельницы Аланского Богоявленского женского монастыря Владикавказской епархии, «О борьбе с помыслами». Матушка Нонна, духовное чадо архимандрита Ипполита (Халина), обладавшего огромным опытом духовника и старца, представила в своем докладе стройное изложение этой классической святоотеческой темы на основании писаний древних наставников монашества и более близких нам по времени учителей. Докладчица исходила из справедливого положения, что «в наше время, когда жизнь большинства монахов внешне совсем непохожа на жизнь подвижников древности, тема брани помыслов по-прежнему остается одной из центральных в ежедневной монашеской жизни и аскетическом учении Церкви». «Брани помыслов в той или иной степени подвергаются все христиане. Специфика возникновения мысленных браней у монашествующих заключается в том, что вся уставная жизнь монастыря построена таким образом, чтобы человек минимизировал действенный грех. Поэтому для усердно подвизающегося инока поле брани достаточно быстро перемещается в область мысленную. Именно в области мысленной разгораются такие сражения, которые при отсутствии необходимых условий для духовного возрастания монашествующего и его собственных стараний могут привести к настоящей катастрофе в духовной жизни», – отметила игумения Нонна.

Для успешной борьбы с помыслами крайне важно, чтобы каждый новоначальный имел возможность постоянного обучения у опытного духовного наставника и желание открывать свои помыслы. В общежительном монастыре таким наставником является игумен или игумения, которые должны уделять особенное внимание обучению новоначальных. Значительную роль при этом играет практика откровения помыслов, которую матушка охарактеризовала глубоко и всесторонне, особо подчеркнув, что важно обучать новоначальных, приходящих на откровение, правильному исповеданию помыслов – со смирением и отсечением своей воли.


После каждого сообщения слушатели активно задавали вопросы и включались в обсуждение, что свидетельствовало о важности затронутых тем, а также обнаруживало наличие реальных проблем, требующих практических решений.

По завершении выступлений докладчиков игумения Иулиания (Каледа) сердечно поблагодарила устроителей круглого стола за любовь и гостеприимство и выразила надежду, что подобные братские встречи продолжатся, так как они прежде всего нужны для того, чтобы монашествующие вместе могли «подумать и обсудить, как созидать свои души». Заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству также выразила признательность участникам круглого стола за прозвучавшие вопросы. Ответы на них обязательно должны быть отражены в том числе и в документах, над которыми в настоящее время работает профильная Комиссия Межсоборного присутствия.


Подводя итоги форума, участники высказали слова глубокой благодарности Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение провести совместное обсуждение важных тем монашеской жизни с насельниками монастырей Северо-Кавказского округа, находящихся в непростых условиях взаимодействия с представителями иных конфессий и потому особо нуждающихся в укреплении и поддержке.

Краткая справка

За два дня в заседаниях круглого стола приняли участие 5 архиереев, 7 настоятелей мужских монастырей и 3 настоятельницы женских монастырей пяти епархий Северо-Кавказского федерального округа, представители духовенства Пятигорской и Черкесской епархии, делегация Синодального отдела по монастырям и монашеству, насельники и насельницы монастырей; всего – более 60 участников.

Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Публикации

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Свято-Пантелеимоновский женский монастырь, г. Краснотурьинск
Иркутский Знаменский женский монастырь
Cканов Пещерный мужской монастырь преподобных Антония и Феодосия Печерских
Свято-Стефано-Сурожский Кизилташский мужской монастырь
Никитский мужской монастырь с. Никитская Слобода
Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь
Свято-Введенский Макарьевский Жабынский мужской монастырь
Троицкий Лебедянский женский монастырь
Иоанновский женский монастырь в честь праведного Иоанна Кронштадтского в пос. Алексеевка