Вышел в свет январский номер журнала «Монастырский вестник»

Вышел в свет новый, январский, номер журнала «Монастырский вестник» № 1 [37] 2017 года – официального издания Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви.

Тема выпуска: монашество Русской Палестины

С самого рождения Русской Церкви интерес к Палестине не ослабевал. Тысячами русские паломники приезжали на Святую Землю, и, чтобы облегчить тяжелое положение их, долгое время не имевших достойного пристанища и возможности пастырски окормляться на родном языке, в 1847 году была учреждена Русская Духовная Миссия. В результате ее деятельности сформировался тот уникальный феномен, который называют «Русской Палестиной» – совокупность русских храмов, монастырей, земельных участков и подворий на Святой Земле. К  началу Первой мировой войны Русская Духовная Миссия в Иерусалиме насчитывала 37 участков, скрепляющей основой которых были два женских монастыря. И сегодня поддерживается и развивается заложенная еще в XIX веке традиция активного присутствия русского монашества на земле, где родился и проповедовал Иисус Христос. Здесь несут свое служение сестры Горненского монастыря, построенного на месте встречи Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой, а также сестры Спасо-Вознесенской обители н агоре Елеон. В 2017 году Русская Духовная Миссия в Иерусалиме отмечает 170-летие со дня основания.

Читайте в номере:

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Интервью

Архимандрит Александр (Елисов): «Игумены и игумении должны быть любящими». 

14 ноября 2016 года отметила свое 85-летие настоятельница Горненского женского монастыря в Иерусалиме игумения Георгия (Щукина). Горненская обитель является центром монашеской жизни Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Корреспондент «МВ» Елена Галкина специально поехала на Святую Землю, чтобы поздравить матушку, пообщаться с начальником Миссии архимандритом Александром (Елисовым) и монашествующими в русских обителях на участках Миссии.

Terra Sancta

Елеонская Московия

Гора Елеон – одно из самых значимых мест в Иерусалиме. Милостью Божией, старанием и молитвами архимандрита Антонина (Капустина) в 1870 году на вершине Елеонской горы был приобретен большой участок земли, где с тех пор и доныне возносится православная русская молитва. За 110 лет своей истории Спасо-Вознесенский русский женский монастырь на Елеоне пережил многое. О его непростом прошлом и молитвенном настоящем читайте в репортаже Елены Галкиной со Святой Земли.  

Личность

Создатель Русской Палестины

В духовной жизни Палестины за две тысячи лет каких только ни было тружеников: и аскеты, и строители, и странноприимцы, и ученые, и политические деятелиЦеркви. Но, пожалуй, только один человек – архимандрит Антонин (Капустин) – смог с Божией помощью сочетать в себе все эти качества. Материл подготовила Елена Владимирова.

Позиция

Значение игумена в духовном становлении новоначальной братии

Церковь, как любящая мать, всегда имела особое попечение о новоначальной монашеской братии. Через своих святых она обращается к ним со словом назидания, утешения и поддержки. Для святоотеческих текстов, адресованных новоначальным, прежде всего, характерны любовь, благорасположение, чуткая забота, желание преподать азы монашеской жизни, детально прописать все возможные опасности, которые могут встретиться на пути. В таком же духе относительно новоначальных необходимо действовать и игуменам. Рассуждения епископа Лидского и Сморгонского Порфирия (Преднюка).

Мнение

Учение преподобного Серафима Саровского о пастырских качествах игуменов монастырей

Одна из основных проблем современного монашества на постсоветском пространстве – разрыв преемства. Многие нынешние игумены и игумении вынуждены сами «восстанавливать все по книгам». Помощью для вынужденных «первопроходцев» является наследие Отцов монашеского делания. Огромным авторитетом в русской монашеской традиции пользуется преподобный Серафим Саровский, который хотя и не имел игуменского сана, но был многоопытным духовником, воспитавшим, в том числе, и некоторых игуменов. Статья архимандрита Феогноста  (Пушкова).

Один день из жизни

Звонкая весть Данилова монастыря

О подростковой мечте, Гарварде, фестивале колокольных звонов и открытии собственного литейного производства колоколов в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре Москвы в рамках одного дня из своей жизни корреспонденту Нине Ставицкой рассказал старший звонарь Данилова монастыря, руководитель Даниловского колокольного центра иеродиакон Роман  (Огрызков).

Культура

Цена святости

Недавно вышедшая на экраны кинолента «Монах и бес» уже успела стать культурным феноменом, получила гран-при IV Международного фестиваля православного кино «Покров» и вошла в список лучших фильмов о православной вере. Картина Николая Досталя особенно примечательна тем, что снята на редчайшую сегодня в киноиндустрии тему монашества. Режиссер создал во всех отношениях профессиональное кино, полезное и, как он сам говорит, кино о любви. «Там любовь везде, в каждом кадре. Любовь к христианству, к монашеству», – отметил директор фестиваля «Покров» протоиерей АлександрАкулов. О «Монахе и бесе» говорили много, в том числе и критически. В среде монашествующих фильм также вызвал разные мнения. Своими впечатлениями о картине поделилась настоятельница Богородично-Рождественской девичьей пустыни в селе Барятине Калужской области игумения Феофила (Лепешинская).

Отцы Церкви

Преподобный Савва Освященный: строитель и молитвенник

Святой Савва был воспитан в киновии, закален отшельничеством, однако в конечном итоге выбрал для себя и своих учеников промежуточный вид подвига – лавриотское житие. В лавры собирались монахи, живущие в некотором удалении друг от друга, и, соответственно, обособленно подвизающиеся. Объединяла их всех личность игумена – как правило, духовно опытного старца. До преподобного Саввы это объединение было несколько условным, но именно этот подвижник ввел в лаврскую жизнь стержень, которого ей в тот момент сильно не хватало, – достаточно подробно разработанный общий устав. Материал постоянного автора «МВ» Анастасии Михалос.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Петропавловский мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»