В Пюхтицком монастыре состоялся праздник Сретения иконы Божией Матери Пюхтицкой «У источника»

1 июля в Пюхтицком Успенском ставропигиальном женском монастыре в Эстонии праздновали Сретение иконы Божией Матери Пюхтицкой «У источника» (1946).

Божественную литургию в этот день в Успенском соборе Пюхтицкой обители возглавил Высокопреосвященнейший Корнилий, митрополит Таллинский и всея Эстонии. Ему со-служил Преосвященный Лазарь, епископ Нарвский и Причудский, с духовенством Тал-линской и Нарвской епархий.

За Божественной литургией молилась настоятельница Кресто-Воздвиженского Иеруса-лимского ставропигиального женского монастыря игумения Екатерина (Чайникова), ко-торая передала насельницам Пюхтицкой обители поздравление Председателя Синодаль-ного Отдела по монастырям и монашеству архиепископа Сергиево-Посадского Феогно-ста.

Затем митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий обратился к молящимся с архи-пастырским словом:

«Праздник Сретения иконы Божией Матери, именуемой «У источника», столь же значим для Пюхтицкой обители, как и праздник Успения Пресвятой Богородицы. Успение Бо-жией Матери – это праздник всей Церкви. Успению Божией Матери посвящены многие храмы и монастыри. Этот праздник общехристианский.
Праздник же, совершаемый сегодня, чисто «пюхтицкий» и тоже посвящен Божией Мате-ри. Ведь не зря эстонцы назвали это место «Пюхтица», т.е. Святое место, на котором мы возносим наши молитвы к Пресвятой Богородице и Господу нашему Иисусу Христу».

В этом году на празднование Сретения иконы Божией Матери Пюхтицкой «У источника» собралось более 700 молящихся.

К собравшимся в Трапезном храме Пюхтицкого монастыря обратилась настоятельница обители игумения Филарета (Калачева):

«Уже около 60 лет прошло с тех пор, как сей день сделался праздничным не только для сестер обители, но и для всей земли Эстонской. Трудно сказать, что привело на Пюхтиц-кую гору Матерь Божию: скорби и тяготы людей, которые здесь проживали, или же про-стота и чистота нравов сестер, подвизавшихся здесь, – но Матерь Божия явилась зримым образом, утвердила здесь Свое присутствие и соделала не только дом родной для желаю-щих иноческого жития, но теплое пристанище всем скорбящим и обремененным.
Сегодня радостный день – день Сретения иконы Матери Божией Пюхтицкой, именуемой «У источника», и хочется с радостью в сердце воскликнуть вместе с праведной Елисаве-той: «И откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко Мне?» Матерь Божия зримым образом Сама приближается к нам. Можно сказать, что Она оставляет небо, чтобы быть среди нас, слышать наши молитвы, защищать нас, укреплять. Она, как Истинная Мать, все наши человеческие немощи покрывает любовью, все долготерпит и всем благодетель-ствует».

Краткая справка

История праздника Сретения иконы Божией Матери Пюхтицкой «У источника» такова: в 1894 году сестры Пюхтицкой обители преподнесли чудотворный образ в дар праведному отцу Иоанну Кронштадтскому в день его Ангела. На лицевой стороне Пюхтицкой иконы, внизу, сохранилась старинная дарственная надпись: «Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву труд живописиц Успенского женского монастыря на святой горе Эстляндской губернии. 1894 г. 19 октября». Именно с этой иконой связано явление Божией Матери протоиерею Иоанну Кронштадтскому, о котором он сделал запись в дневнике во время пребывания в Пюхтицкой обители: «На 15-е, в день Успения Богоматери, 1893 года я имел счастье в первый раз видеть во сне явственно лицом к лицу Царицу Небесную и слышать Ее сладчайший, блаженный, ободрительный глас: «Милейшее есте чадо Отца Небесного», – тогда как я, сознавая свое окаянство, взирал на пречистый лик Ее с трепетом и мыслию: не отринет ли меня от Себя с гневом Царица Небесная! О лик пресвятый и преблагий, о очи голубые и голубиные, добрые, смиренные, спокойные, величественные, небесные, божественные! Не забуду я вас, дивные очи! Минуту продолжалось это явление, потом Она ушла от меня неторопливо, перешагнула за небольшой овраг и скрылась! Я видел сзади шествие Небесной Посетительницы. Сначала я видел Ее как бы на иконе, ясно, а потом Она, отделившись от нее, сошла и подвиглась в путь. Аминь».

До самой кончины святого праведного отца Иоанна Кронштадтского чудотворная икона находилась при нем. Впоследствии эта икона принадлежала благочестивой чете. Незадолго до своей смерти супруги передали этот образ монахине Вирсавии, насельнице закрытого к тому времени Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге. Пресвятая Богородица явилась монахине во сне и открыла Свою волю о возвращении Ее образа в Пюхтицкую обитель.

В Пюхтицкий монастырь икона вернулась в 1946 году в день празднования образа Божией Матери Боголюбской (18.06/01.07). Икону встречали у священного дуба сестры во главе с настоятельницей монастыря игуменией Алексией II (Голубевой), которая как раз накануне получила от епархиального управления освобождение от игуменского послушания по состоянию здоровья. В дни скорби для всех сестер монастыря Матерь Божия Своим зримым возвращением в обитель свидетельствовала: «Не бойся, малое стадо...» (Лк. 12, 32), – приняв игуменское попечение о Своей обители и ее насельницах.

Как в древности, так и ныне в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «У источника» в Пюхтицкий монастырь приезжает множество паломников со всех концов земли, чтобы помолиться перед чудотворным образом и окунуться в святой источник, на который Божия Матерь с иконы указывает Своей пречистой десницей.

 

Источник: Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь.


Материалы по теме

Публикации:

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Воскресенский Новодевичий монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь