На Валааме состоялся международный фестиваль «Академия православной музыки»

На Валааме состоялись заключительные мероприятия VI международного фестиваля «Академия православной музыки».

Проект осуществляется с 2009 года при поддержке Министерства культуры и Администрации Президента Российской Федерации по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Инициатором проведения на Валааме международного фестиваля «Академия православной музыки» является игумен Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря епископ Троицкий Панкратий.

В 2014 году фестиваль объединил участников из 19 стран мира и 23 городов России. Здесь поистине чувствовался дух единения и взаимопомощи, ведь «Академия православной музыки» собирает людей, связанных одной целью: возрождение подлинной исторической традиции православной музыки и знакомство с ней самого широкого круга публики.

Екатерина Смирнова, научный консультант фестиваля, отметила приезд двух хоров: Сербского Стефаденчанского хора, который дал концерт в Петербургской капелле и в Великом Новгороде, и армянского женского хора «Святой Гегард» (художественный руководитель Мгер Навоян, регент Анаит Папаян). Этот высокопрофессиональный ансамбль исполняет средневековые армянские церковные песнопения – шараканы.

«Также в этом году, – рассказывает Екатерина Смирнова, – мы расшифровали песнопения из чина обновления храма по древнерусским рукописям XVII века. И сводный хор наших академистов, которых порядка 100 человек, исполнял эти песнопения в Путиловском храме. Путиловский храм некогда был поистине народной святыней, он строился на пожертвования рабочих Путиловского завода. А сейчас его исторический облик изуродован и полностью утрачен. Долгие годы там был клуб рабочей фабрики, а потом сама фабрика, и в 90-е годы здание вернули Церкви, но убранство, конечно же, утрачено».

19 июля в Валаамском монастыре в рамках фестиваля была совершена Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста на два хора: по старинной традиции хор был разделен на мужской и женский. Мужской возглавил Алексей Жуков, регент праздничного хора Валаамского монастыря; женский – монахиня Иулиания (Денисова), регент праздничного хора Свято-Елисаветинского монастыря. Также принимал участие сербский византийский хор Моисея Петровича, который исполнял сербско-византийские песнопения с церковнославянским текстом. Во время Литургии на клиросе пело около 80 человек. Помимо национального многообразия, отмечалась и широкая профессиональная палитра: регенты, певчие, педагоги высших учебных заведений, руководители светских хоров, смешанных и мужских, преподаватели-музыковеды, композиторы, руководители детских хоров и один сербский священник.

В тот же день в нижнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамской обители был отслужен молебен Валаамской иконе Божией Матери с участием хора «Академии...».

Краткая справка

«Академия православной музыки» уже в шестой раз проходит в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде и на Валааме. Участники из разных стран приезжают в летнюю школу. Программа «Академии...» включает в себя мастер-классы по разным направлениям богослужебной музыки: русской, византийской, сербской, болгарской, коптской и грузинской певческих традиций. Во время обучения академисты на практике знакомятся с подлинными образцами древнерусского певческого искусства, посещают выставку старинных рукописей, которые хранятся в петербургских библиотеках, встречаются с известными хоровыми дирижерами, возрождающими аутентичное церковное пение древнерусской и византийской традиций, принимают участие в сводном хоре фестиваля «Академия православной музыки».

Церковный канон сохранился в иконописи, в планировке храма, ходе богослужения и облачениях священников. А вот музыка, церковное песнопение стало отходить от канона еще в XVIII веке. Прошедший XX век уничтожил традицию церковной музыки вовсе: если до революции верующие люди с детства слышали церковное пение и были воцерковлены, то, начиная с 1917 года, традиция была практически уничтожена богоборческой властью.

Главные цели фестиваля «Академия православной музыки»: возрождение подлинной исторической традиции православной музыки и знакомство с ней самого широкого круга публики. Фестиваль приглашает людей из разных стран мира: музыкантов и историков, регентов и певчих, композиторов, пишущих духовную музыку, и хоровые коллективы, которые возрождают древние традиции пения.

«У нас есть такой принцип, – рассказывает Екатерина Смирнова, научный консультант фестиваля, – каждый год мы набираем новых людей. Существует конкурс – порядка трех человек на место. И не бывает такого, за редкими исключениями, что человек второй раз приехал. Так обеспечивается возможность большему количеству желающих поучаствовать в фестивале».

Материалы по теме

Публикации

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Пензенский Троицкий женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь