На Валааме состоялись заключительные мероприятия VI международного фестиваля «Академия православной музыки».
Проект осуществляется с 2009 года при поддержке Министерства культуры и Администрации Президента Российской Федерации по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Инициатором проведения на Валааме международного фестиваля «Академия православной музыки» является игумен Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря епископ Троицкий Панкратий.
В 2014 году фестиваль объединил участников из 19 стран мира и 23 городов России. Здесь поистине чувствовался дух единения и взаимопомощи, ведь «Академия православной музыки» собирает людей, связанных одной целью: возрождение подлинной исторической традиции православной музыки и знакомство с ней самого широкого круга публики.
Екатерина Смирнова, научный консультант фестиваля, отметила приезд двух хоров: Сербского Стефаденчанского хора, который дал концерт в Петербургской капелле и в Великом Новгороде, и армянского женского хора «Святой Гегард» (художественный руководитель Мгер Навоян, регент Анаит Папаян). Этот высокопрофессиональный ансамбль исполняет средневековые армянские церковные песнопения – шараканы.
«Также в этом году, – рассказывает Екатерина Смирнова, – мы расшифровали песнопения из чина обновления храма по древнерусским рукописям XVII века. И сводный хор наших академистов, которых порядка 100 человек, исполнял эти песнопения в Путиловском храме. Путиловский храм некогда был поистине народной святыней, он строился на пожертвования рабочих Путиловского завода. А сейчас его исторический облик изуродован и полностью утрачен. Долгие годы там был клуб рабочей фабрики, а потом сама фабрика, и в 90-е годы здание вернули Церкви, но убранство, конечно же, утрачено».
19 июля в Валаамском монастыре в рамках фестиваля была совершена Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста на два хора: по старинной традиции хор был разделен на мужской и женский. Мужской возглавил Алексей Жуков, регент праздничного хора Валаамского монастыря; женский – монахиня Иулиания (Денисова), регент праздничного хора Свято-Елисаветинского монастыря. Также принимал участие сербский византийский хор Моисея Петровича, который исполнял сербско-византийские песнопения с церковнославянским текстом. Во время Литургии на клиросе пело около 80 человек. Помимо национального многообразия, отмечалась и широкая профессиональная палитра: регенты, певчие, педагоги высших учебных заведений, руководители светских хоров, смешанных и мужских, преподаватели-музыковеды, композиторы, руководители детских хоров и один сербский священник.
В тот же день в нижнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамской обители был отслужен молебен Валаамской иконе Божией Матери с участием хора «Академии...».
Краткая справка
«Академия православной музыки» уже в шестой раз проходит в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде и на Валааме. Участники из разных стран приезжают в летнюю школу. Программа «Академии...» включает в себя мастер-классы по разным направлениям богослужебной музыки: русской, византийской, сербской, болгарской, коптской и грузинской певческих традиций. Во время обучения академисты на практике знакомятся с подлинными образцами древнерусского певческого искусства, посещают выставку старинных рукописей, которые хранятся в петербургских библиотеках, встречаются с известными хоровыми дирижерами, возрождающими аутентичное церковное пение древнерусской и византийской традиций, принимают участие в сводном хоре фестиваля «Академия православной музыки».
Церковный канон сохранился в иконописи, в планировке храма, ходе богослужения и облачениях священников. А вот музыка, церковное песнопение стало отходить от канона еще в XVIII веке. Прошедший XX век уничтожил традицию церковной музыки вовсе: если до революции верующие люди с детства слышали церковное пение и были воцерковлены, то, начиная с 1917 года, традиция была практически уничтожена богоборческой властью.
Главные цели фестиваля «Академия православной музыки»: возрождение подлинной исторической традиции православной музыки и знакомство с ней самого широкого круга публики. Фестиваль приглашает людей из разных стран мира: музыкантов и историков, регентов и певчих, композиторов, пишущих духовную музыку, и хоровые коллективы, которые возрождают древние традиции пения.
«У нас есть такой принцип, – рассказывает Екатерина Смирнова, научный консультант фестиваля, – каждый год мы набираем новых людей. Существует конкурс – порядка трех человек на место. И не бывает такого, за редкими исключениями, что человек второй раз приехал. Так обеспечивается возможность большему количеству желающих поучаствовать в фестивале».