«Кроткий голос» древней обители

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Праздничный хор Новоспасского ставропигиального мужского монастыря – один из лучших церковных хоровых коллективов нашей страны. Его формирование происходило на рубеже 1980–90-х годов, одновременно с возвращением древнейшего монастыря Москвы Русской Православной Церкви. Буквально сразу хор под управлением первого своего руководителя, игумена Митрофана (Смирнова) стал «визитной карточкой» обители. Он не только придал особо торжественное звучание службам, но и стал голосом русского монашества во многих странах, где с большим успехом проходили его выступления.

Ныне искусство Новоспасского хора хорошо знают в Европе: помимо исполнения за рубежом концертных программ, коллектив принимал участие в нескольких международных конкурсах и был удостоен высоких наград в Будапеште, Белостоке (Польша), Флорине (Греция).

Репертуар хора богат, сложен и разнообразен: это древние церковные песнопения, распевы православных обителей нашего Отечества, сочинения партесного стиля, духовные произведения русских композиторов XVIII–XIX веков, русские народные, военные и патриотические песни, духовная музыка современных авторов. Так же, как с годами преображается и благоукрашается Новоспасская обитель, меняется вместе с ней и профессионально растет монастырский хор. В настоящее время его регентом является Станислав Борисович Попов. Он выпускник Академии хорового искусства имени В.С. Попова, ученик известного русского хорового дирижера и педагога, профессора Бориса Михайловича Ляшко.

В Рождественские праздники 2015 года по благословению наместника Новоспасского монастыря епископа Воскресенского Саввы коллектив принимает участие в традиционном Рождественском фестивале духовной музыки, художественными руководителями которого являются митрополит Волоколамский Иларион и Владимир Спиваков. Незадолго перед этим ответственным выступлением состоялась наша беседа с руководителем хора.

Станислав Борисович, с какого времени Вы полюбили хоровое пение?

unnamed

С детства у меня были способности к пению, и родители отдали меня в хоровую студию. Впоследствии я поступил в хоровое училище имени Свешникова – знаменитый хор мальчиков. Окончил его с отличием. И потом поступил в Академию хорового искусства, которую тоже закончил с красным дипломом.

А в Новоспасский монастырь как пришли?

Здесь я оказался 15 лет назад, в 1999 году. Тогда тенденция была такая: вновь стала звучать духовная музыка, которую раньше исполняли очень редко. Для нас эти очень красивые песнопения были в новинку, и душа к ним тянулась. Возникла потребность – хотелось найти для себя такой коллектив.

Хор Новоспасского монастыря был первым в Вашей профессиональной карьере?

Нет. До этого был Данилов монастырь. Я стал там петь, еще будучи студентом училища. А в Новоспасский монастырь пришел, уже поступив в Академию.

Кто-то привел?

Все знали, где есть вакансии.

Мир тесен?

Да. Тогда он был очень тесен. В принципе, как и сейчас. Но тогда люди хвалились тем, что поют в таком-то хоре в монастыре. Ходили, друг друга слушали… Пению в Русской Православной Церкви уделялось большое внимание.

unnamed 2

Вы пришли, и как Вас встретили?

Как чаще всего бывает: с некоторым недоверием, опаской. Новый человек! Коллектив был сплоченный, хору уже восемь лет было, он имел определенный костяк.

Вы стали регентом коллектива с мая этого года. Какими эпитетами Вы можете охарактеризовать хор, которым руководите?

Хор Новоспасского монастыря, в отличие от других хоров – того же Данилова, Сретенского монастырей, – это скромность, кротость. Я серьезно говорю, потому что песнопения, которые мы умеем исполнять в динамике piano, – это наша марка. За этим каждый регент следил, чтобы piano было на хорошем дыхании, очень тихо произносились слова. Кроме нас раньше так не пел никто. Нужно, правда, признать, что с течением времени эта особенность слегка нивелировалась, сказалось присутствие новых людей, которые этой традиции не знают.

Как найти баланс молитвенного, проникновенного, но и красивого пения?

Обычно это достигается в ходе долгого репетиционного процесса. Когда люди поют, они всё пропускают через себя. Пытаются молиться даже певцы, но сначала они сталкиваются с техническим вопросом – элементарно выучить ноты. А когда это уже «впето», и ты практически наизусть исполняешь, – тогда происходит какой-то переворот. Тогда ты этим живешь. Находится нужное состояние молитвенное. Но нужен огромный репетиционный период.

Певцы хора причащаются?

Да, обязательно. Все причащаются, ведут христианский образ жизни.

А что готовили к Рождеству в монастыре?

Хотели порадовать наместника обители владыку Савву колядками. Он их очень любит. И, соответственно, то, что хор приготовил к Рождественскому фестивалю, услышали и прихожане Новоспасского монастыря.

Беседовала Юлия Стихарева

Материалы по теме

Новости

Публикации

Иеромонах Нестор (Волков), архимандрит Павел (Кривоногов)
Памяти архимандрита Петра (Афанасьева)
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Архимандрит Паисий (Юрков)
Иеромонах Нестор (Волков), архимандрит Павел (Кривоногов)
Памяти архимандрита Петра (Афанасьева)
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Архимандрит Паисий (Юрков)

Монашество

Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»

Монастыри

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Успенский женский монастырь с. Перевозное
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Макарьева пустынь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь