2 августа, в день памяти святого пророка Божия Илии, состоялся престольный праздник церкви Святого пророка Божия Илии в Васкнарве (Сыренец) – Ильинского скита Пюхтицкого Свято-Успенского ставропигиального женского монастыря в Эстонии.
По окончании Божественной литургии с проповедью к верующим обратился иеромонах Рафаил (Демьянов):
«Из века в век, на протяжении многих тысячелетий память об этом великом человеке, ревнителе по Бозе Вседержителе, сохраняется немеркнущей. Почему же столь древний пророк, живший еще до явления в мир Христа Спасителя, в ветхозаветное время, имеет такое духовное воздействие на все народы Земли и во все времена, даже такие отдаленные от тех лет, когда пророк жил на Земле, как в наше время. Очевидно, что человек, сам для себя ищущий славу, каким бы великим он ни был, успеха иметь не будет, ибо только Господь может прославить нетленною и всеобщею славою. В чем же причина сего? За что именно Господь прославляет людей? Ответ находим в Священном Писании: «Я прославлю прославляющих Меня» (1 Царств 2, 30). В силу трудов, ревности, рвения особого, душевного горения о славе Бога, Творца и Вседержителя приобретает славу и сам человек, то есть приобщается к Божией нетленной славе, становится ей сопричастным. Слава Божия нетленна, не меркнет, и человек во славе Божией тоже нетленен, и не меркнет о нем память. Пророк Илия на все века для всех нас является примером ревности о славе Божией. Он и сам говорит о себе: «Ревнуя, поревновах по Господе Бозе Вседержители, яко оставиша Тя сынове Израилевы, и олтари. Твоя раскопаша, и пророки. Твоя оружием избиша, и остах аз един, и ищут души моей» (3 Царств, 19, 10)».
Для многих паломников приезд на праздничную Литургию в день памяти св. пророка Илии стал первым знакомством с этим краем и с историей сыренецкой церкви.
Краткая справка
Более 200 лет ежегодно в Васкнарве (Сыренец) церковь во имя Св. Пророка Илии в день его прославления (20.07/02.08) собирает на богослужение верующих со всей Прибалтики и России. В сентябре 2002 года по ходатайству владыки Корнилия, митрополита Таллинского и всея Эстонии, Предстоятеля Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, вышел Указ Святейшего Патриарха Алексия об открытии в Васкнарве Ильинского скита Пюхтицкого Свято-Успенского ставропигиального женского монастыря. К празднику Рождества Пресвятой Богородицы в скит были посланы из обители первые сестры. С Божией помощью начали реставрацию храма, ремонт хозяйственных построек. Заботами сестер Пюхтицкой обители празднование дня святого пророка Илии (IX век до Рождества Христова), одного из величайших пророков, пламенного ревнителя истинной веры и благочестия, обладавшего даром пророчества и за свою пламенную ревность о славе Божией взятого на небо живым в огненной колеснице, стало ярким духовным событием в жизни православных верующих Эстонии.
В день памяти преподобного Илариона Великого 21.10/03.11. 1558 года под натиском войск Ивана Грозного пала крепость Nieslot (Сыренец). Царь Иван после каждой победы повелевал возводить церковь на месте поверженной крепости или завоеванного селения. Скорее всего, и на месте орденской крепости Nieslot построили православную церковь, которая, наверняка, была разрушена после того, как маршал Понтиус Делагарди захватил в 1580 году Сыренец и вытеснил русских из левобережного Принаровья. Однако ни народное предание, ни документальное свидетельство не оставили нам никаких сведений о церкви в Сыренце.
После Северной войны Эстония перешла в состав Российской Империи, и в скором времени православные русские крестьяне вновь расселились по обоим берегам реки Наровы. Согласно территориально-административному делению, сыренецкие жители были приписаны к нарвскому Воскресенскому собору, значительная удаленность от которого не позволяла им участвовать в богослужениях. Десятилетиями из поколения в поколение ходатайствовали сыренчане о постройке в их селе православного храма, но безуспешно.
Лишь через 89 лет, 6 сентября 1799 года появился Указ Святейшаго Синода, дозволявший «строить в вышепоказанном селе Сыренца по ходатайству нарвскаго коменданта и кавалера барона Тизенгаузена, и по прозьбе разных деревень крестьян каменную церковь во имя святаго пророка Илии построить». Но от указа до дела прошло еще два года. И вот, наконец, в 1803 году в новопостроенном храме Св. пророка Илии была отслужена первая Литургия. Однако обустройство самого храма и прилегавших к нему земель и построек заняло не один год из-за чиновничьих проволочек и межевых споров. 21 сентября 1807 года поступило распоряжение Священного Синода: «Освятить церковь дозволить, а священника находящагося там при исправлении христианских треб Петра Калиника, и дьячка Михайлу Симонова утвердить при ней местными священниками». Возможно, что проект храма содержал конструктивные недостатки или строительные работы производились в спешке, во всяком случае, через 60 лет храм нуждался в капитальной перестройке и реконструкции. Оказалось, что построить новый храм было дешевле, чем реконструировать старый. 6 ноября 1867 года началось строительство нового храма, завершившееся зимой 1875 года.
В 1919 году церковь сильно пострадала от большевицкого обстрела, но после капитального ремонта в 1923 году частично за счет казны, а частично на добровольные пожертвования стала прочной, хотя и не восстановленной еще в былом богатстве и благолепии. В таком виде она и оставалась вплоть до начала второй мировой войны.Летом 1941 года она пострадала от обстрела немецкой артиллерии, а в 1944 году была основательно разрушена действиями уже советских артиллеристов.
В 1974 году по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Алексия было начато восстановление Ильинской церкви. Святейший Патриарх возложил дело восстановления храма на священника о. Василия Борина, который обладал даром объединять людей вокруг себя пастырским словом и личным примером. Всем миром восстанавливали храм, и 15 октября 1978 года Высокопреосвященнейший митрополит Алексий совершил освящение Никольского придела, восстановленного из руин Ильинского храма в Васкнарве. Через пять лет после кончины отца Василия (27.12.1994) был возобновлен крестный ход из Сыренца в Пюхтицы. По благословению митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия 26 августа 1999 года православные жители Васкнарвы впервые за много лет повторили путь своих предков, шедших на праздник Успения Божией Матери на Святую гору.
Источник: Пюхтицкий ставропигиальный Свято-Успенский женский монастырь