9 января 2015 года, в попразднство Рождества Христова и день памяти святого апостола первомученика и архидиакона Стефана, настоятельницу Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря игумению Елисавету (Жегалову) с сестрами поздравил с праздником Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.
В этот день архиепископ Сергиево-Посадский Феогност возглавил Божественную литургию в Стефано-Махрищской обители.
Его Высокопреосвященству сослужил старший священник Стефано-Махрищского монастыря протоиерей Георгий Запольнов и клирики Троице-Сергиевой лавры.
По окончании Литургии архиепископ Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Рождество Христово – праздник, во время которого мы торжествуем, поем, славим Бога. Но в этот праздник мы должны еще подумать о том, кем для нас является Христос. Он не просто Всемогущий, Всеведущий, наш Спаситель, но еще и Сын Человеческий, еще и Человек. Ибо в этом тайна. Во Христе две природы: природа Божественная и природа человеческая. И благословен человек, который преклоняется перед Божественной природой, но помнит и о человеческой.
В свое время, это было в XIX веке, у митрополита Филарета, святителя Московского, была огромная власть не только духовная, но и административная, и политическая, и к нему приходили многие с просьбами. К нему часто обращался Федор Гааз, главный врач московских тюрем, член Московского тюремного комитета, с тем, чтобы святитель помог заключенным. Доктор так часто обращался, что уже даже стал досаждать митрополиту. И однажды он пришел к святителю Филарету и стал просить за человека, которого невинно осудили. Гааз просил митрополита ходатайствовать перед генерал-губернатором об освобождении этого человека. Митрополит не выдержал и сказал: «Не бывает невиновных». В ответ на это доктор ему сказал: «Да, Ваше Высокопреосвященство, но Вы забыли о Христе». И святитель Филарет – воистину духоносный муж – услышал обличение доктора. Конечно, он помог, но он понял нечто большее: в этой жизни нам необходимо быть милостивыми.
В сегодняшнем Апостольском чтении мы слышали слова: «Суд бо без милости, не сотворшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2, 13). Но что такое милость и как нам быть милостивыми? Ответ на этот вопрос в первых строках сегодняшнего Апостольского чтения: «Братие, не на лица зряще имейте веру в Господа нашего Иисуса Христа»(Иак. 2, 1). То есть мы не должны быть человекоугодниками. Если человек имеет огромную власть, мы кланяемся и унижаемся перед ним, если не имеет власти, мы пренебрегаем им – это означает, что у нас нет веры и милости быть не может. Милость – это такая добродетель, от которой сам человек получает великую радость и не ждет награды. Тогда, как мы делаем как бы милость и ожидаем награды от человека, от Бога, – это уже дело, которое имеет в своем основании принцип: на лица зрим и делаем милость. А мы должны быть милостивы ко всем. И как солнце светит ровно на всех, как Господь любит ровно всех, так и мы должны стремиться быть милостивыми ко всем и не обманывать себя, не обманывать окружающих. Мы никогда не достигнем совершенства в этой жизни, но мы должны стремиться к нему. Ибо если мы не будем стремиться к этому совершенству, сосредоточим свое внимание только на внешнем, на обрядовом, значит, мы так и не приняли Христа, Сына Человеческого, Сына Божиего. А свидетельство того, что мы живем во Христе и со Христом, – это наша любовь к ближнему, это милость, которая не определяется величием или ничтожеством людей, которые находятся рядом с нами. Милость – это ровное отношение к людям. И ведь страшно, когда человек относится к ближним, взирая на лица.
В Священном Писании есть такие слова: «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою» (Иерем.17, 5); в другом месте сказано: «Бог рассыпал кости человекоугодников» (Пс.52, 5). И нам нужно учиться быть ровными ко всем, быть милостивыми ко всем, насколько это возможно. И не унывать, и не отчаиваться, когда не обретем в своем сердце милости – Господь и намерение лобзает. Было бы наше доброе стремление быть милостивыми, а значит, быть со Христом.
И Рождество Христово – это не только праздник, который мы радостно празднуем, Рождество Христово – это тайна Боговоплощения, Рождество Христово – это милость Божия, ибо через пришествие в мир Христа Спасителя мы хотя бы начинаем понимать глубину, и высоту, и широту премудрости Божией. И когда сердце наше останавливается в восторге перед красотой и таинством этого мира, вот именно отсюда и начинается наше стремление делать добро, быть милостивыми, молиться, благодарить Бога и каяться в том, что у нас многое не получается. Но не надо унывать, отчаиваться, а будем благодарить Бога, каяться, идти вперед по пути добродетели. Ибо мы не одни на этом пути – с нами Бог! А если Бог за нас, то кто против нас? Всех вас поздравляю с праздником Рождества Христова!»
Источник: Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь