На Соловках продолжается работа над архитектурным проектом «Соловки: сакральное и мирское»

20 марта 2015 года на Соловки прибыла группа преподавателей и студентов Московской архитектурной школы (МАРШ), чтобы продолжить работу над проектом «Соловки: сакральное и мирское».

22 марта участники проекта встретились для беседы с насельником Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря иеромонахом Прокопием (Пащенко) и руководителем паломнической службы обители монахиней Никоной (Осипенко).

Иеромонах Прокопий высказал свои соображения о подходах к осмыслению исторического процесса и к оценке роли личности в истории. Эти вопросы возникли при решении архитектурных задач по мемориализации памятных мест на Соловках, связанных с периодом Соловецких лагерей особого назначения. По мнению отца Прокопия, размышления о виновности или ответственности какого-либо исторического лица или группы лиц за исторические деяния неконструктивны.

Монахиня Никона рассказала об образном строе церковного искусства на примере храмовой архитектуры.

23 марта в конференц-зале Соловецкого музея-заповедника состоялась презентация проекта «Соловки: сакральное и мирское». 19 марта эта презентация уже прошла в региональном правительстве Архангельской области.

Руководитель проекта Наринэ Тютчева предложила собравшимся поразмышлять над категориями сакрального и мирского и их отражением в архитектуре. По ее мнению Соловецкий архипелаг – уникальное место, в котором сакральное и мирское сосредоточено на очень небольшой территории и сплетено воедино уже на протяжении нескольких веков. Были представлены презентации дипломных проектов на темы: «Небесный град Иерусалим», «Соловецкий путь», «Пространство диалога», «Место для жизни», «Морской фасад», «Соловки. Центр просвещения», «Гостеприимство», «Соловки. Музей-заповедник», «Соловки. Вид сверху».

Хотя студенты выполняли свои работы независимо, оказалось, все предложенные стратегии укладываются в одно русло, дополняя друг друга. Общая идея проекта состоит в том, что сакральное и мирское в жизни человеческого общества не могут существовать раздельно, но их баланс определяет качество жизни. По мнению исследователей, соловчане очень разобщены, и нужно создавать программы, которые помогли бы концентрировать и структурировать общество на Соловках для решения общезначимых задач. В настоящее время, кроме православной общины при монастыре, единственным местом, которое поддерживает связи между людьми и создает возможность диалога, является Соловецкий морской музей. Поэтому следовало бы подумать о создании общественного центра, например, на базе библиотеки, под которую в проекте предложено приспособить здание овощехранилища 1932 года с северной стороны от монастыря. Говорилось также о практической невозможности на Соловках для коренных жителей получить в собственность землю и построить свой дом. Люди до сих пор живут в бывших лагерных бараках или многоквартирных домах.

Действительно, первое мирское поселение на Соловках – это рабочий городок, построенный к северу от монастыря в конце двадцатых годов. Исторически получилось, что поселок начал развиваться в парадигме лагеря. По мнению руководителя проекта, центр поселка должен быть смещен или каким-то образом переосмыслен, чтобы освободиться от метафизического искажения сакрального пространства, внесенного СЛОНом. Как вариант обсуждалось обустройство вокруг монастыря зон определенной направленности: образовательной, мемориальной, досуговой – таким образом, чтобы на взаимных пересечениях этих зон и на пересечении их с сакральной зоной монастыря возникало пространство для диалога. Одной из важнейших точек взаимодействия монастыря и поселка должно быть строительство приходского храма. Актуальнейшая задача – создание реставрационной школы на Соловках.

Неорганичным для обсуждаемой стратегии оказался проект строящегося здания музея. Предложено было разместить большую часть экспозиций в существующих монастырских и лагерных строениях.

С этим согласилась и одна из опытнейших сотрудников музея-заповедника Л.А. Петровская. Она поблагодарила участников.

Невозможно однозначно разрешить ситуацию, исторически сложившуюся на Соловках: генеральный план уже принят (так как иначе невозможно вести никакие работы), стратегия более или менее сформулирована, а концепция еще не закончена, так как нет соответствующей законодательной базы.

Наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря и директор Соловецкого музея-заповедника архимандрит Порфирий (Шутов) подытожил обсуждение словами святителя Василия Великого: «Ты делай дело Божие, а Бог сделает дело твое».

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Александро-Ошевенский мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара