В Зосимовой пустыни молитвенно почтили память прмц. Афанасии (Лепешкиной) и послушницы Евдокии (Бучиневой)

12 мая 2015 года в Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре Зосимова пустынь состоялась Божественная литургия, посвященная дню памяти преподобномученицы Афанасии (Лепешкиной), последней игумении Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в годы послереволюционных гонений, и послушницы Евдокии (Бучиневой), принявших смерть в ссылке в Казахстане.

Литургию возглавил служащий священник обители иерей Владимир Миронов.

Именно в этом году благодаря сведениям, полученным от потомка преподобномученицы Афанасии (Лепешкиной) Андрея Лепешкина, стала известна точная дата преставления ко Господу игумении Афанасии (Лепешкиной), а именно 12 мая 1932 года.

Краткая справка

Игумения Зосимовой пустыни матушка Афанасия, в миру Александра Васильевна Лепешкина, была родом из семьи богатых московских купцов и промышленников Лепешкиных. О благодеяниях этого семейства городу и Церкви достаточно много известно. Семен Лонгинович Лепешкин, который отстроил в 1840-х годах Зосимову пустынь, приходился родным братом ее прадеду Василию Лонгиновичу. Потомки Василия Лонгиновича Лепешкина в течение всего XIX столетия жили около церкви Преподобного Марона Пустынника Сирийского, что в Старых Панех (на Якиманке), и были бессменными ктиторами этого старинного храма, возобновленного после нашествия французов родоначальником семьи Лонгином Кузьмичом Лепешкиным. В доме Лепешкиных рядом с этим храмом матушка родилась 15 марта 1875 года и в этом храме была крещена.

Александра Лепешкина получила воспитание в привилегированном Усачевско-Чернявском училище для дочерей купцов и промышленников. После окончания учебы она поступила в 1896 году в Зосимову пустынь, где 6 февраля 1903 года была облечена в рясофор и 25 сентября 1915 года определена в число послушниц монастыря. Проходила разные послушания и чтение в церкви. Преимущественно же занималась иконописанием. Исполняла должность заведующей иконописной с 1911 по 1919 годы.

Когда на страну (и на монастырь, в частности) обрушилась смена власти в 1917 году, монашествующим пришлось приспосабливаться к новым условиям существования, стараясь сохранить неколебимыми монастырские устои в стенах обители. Эту труднейшую задачу выполнила в Зосимовой пустыни вновь назначенная Синодом настоятельница Афанасия (Лепешкина). В декабре 1919 года, 19 числа, послушница Александра Лепешкина была пострижена в мантию с именем Афанасия в Троицком Сергиевском монастыре и 8/21 января 1920 года назначена церковной властью на должность настоятельницы монастыря, 22 февраля 1920 года она была введена в должность и на следующий день возведена в сан игумении, а 15 мая 1920 года Патриарх Тихон наградил игумению Афанасию золотым наперсным крестом. Сестры монастыря, оформившись в статусе трудовой артели, избрали свою новую настоятельницу и председателем артели, сохраняя этим единовластие в их внутренней монастырской жизни.

В 1928 году игумении Афанасии пришлось покинуть стены монастыря, и она обосновалась в селе Петровском около Алабина вместе с послушницей Евдокией Бучиневой и старенькой монахиней Антонией, которая состояла при матушке с первых дней монастырского жития. Рядом была известная в то время Петровская больница, врач которой Михаил Михайлович Мелентьев лечил матушку. Михаил Михайлович оставил нам воспоминания о матушке Афанасии, о последних годах существования обители, о благочестивой жизни маленькой общины матушки в селе Петровском.

Матушка Афанасия была арестована 25 мая 1931 года. К следственному делу была приложена фотография Лепешкиной в облачении игумении. К фотографии была приколота записка без подписи на клочке бумаги (донос): «По нашим сведениям, Лепешкина – дочь фабриканта 28/V–31». Допрос запротоколирован в тот же день. Записанные с ее слов «показания по существу дела» заключаются фразой: «Во время пребывания моего в монастыре я крепко была предана Богу и так же предана в настоящее время и готова за Бога и Христа жизнь положить. Больше показать ничего не могу». Судя по почерку, подписался за нее следователь.

В обвинительном заключении от 9 июня 1931 года зафиксировано, что «дело возникло из поступивших к Р/уполномоченному ПП ОГПУ МО по Наро-Фоминскому району сведений, что в селении Алабино Наро-Фоминского района Московской области ведется а/советская агитация, возглавляемая б/игуменией монастыря «Зосимова пустынь» Лепешкиной. Из тех же данных усматривалось, что Лепешкина ведет активную антисоветскую агитацию и деятельность, направленную к срыву мероприятий Сов. власти в деревне, в особенности коллективизации».

Заседание так называемой «тройки» при ПП ОГПУ МО имело место 10 июня 1931 года. Постановление тройки гласило: «ЛЕПЕШКИНУ Александру Васильевну заключить в исправительный трудовой лагерь сроком на ПЯТЬ лет с заменой высылкой через ПП ОГПУ в Казахстан на тот же срок, считая срок с 25/V-31 г. Направить этапом».

Перед отправкой этапом была проведена проверка здоровья, и справка из Наро-Фоминской больницы гласила: «Дана сия гр. Лепешкиной Александре Васильевне в том, что она страдает субкомпенсированным фиброзно-продуктивным туберкулезом легких. Компенсирован порок сердца и увеличена селезенка вследствие хронической малярии. 11 июня 1931 г.» Облегчила ли такая справка следование по этапу, неизвестно. Но смерть матушки Афанасии сразу по прибытии на место ссылки подсказывает, что испытание для нее было выше сил.

Комитет Национальной Безопасности Республики Казахстан, в который обращался возобновлённый Троице-Одигитриевский монастырь в 2000-х годах, не смог ответить на вопрос о месте и времени смерти ссыльной Лепешкиной. Единственное известное свидетельство – это «Воспоминание врача М.М. Мелентьева», который явно получил в свое время какое-то извещения. Но собственный арест М.М. Мелентьева с конфискацией всех его бумаг не оставляет надежды на находку того значимого для нас письма.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ