25 июня 2015 года, в день памяти прп. Онуфрия Великого, прп. Петра Афонского, прп. Арсения Коневского и св. блгв. княгини Анны Кашинской, Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре.
Его Высокопреосвященству сослужило духовенство монастыря.
За богослужением молились: настоятельница Богородице-Рождественского монастыря игумения Викторина (Перминова); заместитель Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа); сестры обители.
По завершении богослужения Высокопреосвященнейший Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Человек часто пытается оценить себя, и в этом – гордыня человеческого разума и духа. Ибо только Бог может оценить человека. Преподобный Виссарион Египетский, святой дивной силы и дивной жизни, оставил своим ученикам завет: “Не измеряйте себя”. В этих словах заключена большая глубина. Мы знаем, что не нужно судить окружающих, но бывает, что каждый из нас пытается измерить себя. Этого нельзя делать, а нужно поступать так, как написано в Псалтири: “Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает”.
Единственная возможность увидеть себя такими, какими мы являемся, – это видение тех плодов, которые мы приносим. Господь сказал Своим ученикам и последователям: “По плодам их узнаете их”. Плоды – это наши слова и дела, свидетельствующие о нашей духовной жизни.
В сегодняшнем апостольском чтении мы слышим слова: “Братие, аще живем духом, духом и да ходим. Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще”. Плод же духовный, по слову Апостола, есть “любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание”.
Когда фарисеи стали упрекать Христа за то, что Он и Его ученики не соблюдают предания старцев, не умывают руки, прежде чем сесть за трапезу, и не делают многого другого, Господь им ответил, что сквернит не то, что входит в нас, а то, что исходит из нас. То, что из нас исходит, является свидетельством, что мы есть на самом деле. Духовная жизнь невозможна без видения ее плодов, потому что у человека есть такое свойство, как мечтательность. Человек может мечтать о себе много, а может, наоборот, впасть в уныние от мечтательности, но только наши дела являются теми реальными плодами, которые мы приносим. Каким же древом являемся мы – плодоносным или, напротив, диким и никчемным, о котором сказано, что оно посекается и в огонь бросается?
Когда мы говорим о духовной жизни или призываем к ней других, будем помнить, что мы не должны измерять себя, высоки мы или низки, богаты или бедны, духовны или недуховны, но мы должны внимательно относиться к тому, какие слова произносим, какие мысли имеем и какие дела совершаем.
Помните слова апостола Павла: “Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть”.
И да поможет нам Господь восходить от силы в силу и, с одной стороны, не отчаиваться от того, что мы немного добрых плодов приносим, а с другой – не возноситься, когда у нас вдруг что-то получается, а благодарить Бога, смиряться и пребывать в любви к Богу и ближним. Нужно помнить, что только Господь управляет миром. Всякое зло, которое входит в этот мир, нежизненно и быстро уйдет, а пребывающие в благодати Божией будут благословенны в этой жизни и наследуют вечное Царство Божие, уготованное всем, угодившим Богу».
Источник: Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь