Двадцать лет назад, 2 апреля 1994 года, в Санкт-Петербурге состоялось великое освящение главного придела в честь Казанской иконы Божией Матери храма Санкт-Петербургского подворья Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря. Возглавлял богослужение священноигумен монастыря Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Краткая справка
Церковная и монашеская жизнь стала возрождаться на Санкт-Петербургском подворье, когда 3 августа 1989 года храм (построенный по проекту архитектора В.А. Косякова в 1910 году) и окружающие его строения были переданы Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю. Первое богослужение в возвращенном храме было совершено в праздник Рождества Христова 1991 года в приделе во имя преподобного Серафима Саровского, а в 1993 году был освящен малым чином Никольский придел подворья. Возрождение храма продолжилось освящением его главного придела и продолжается по сей день.
Почитаемая всеми святыня храма Казанской иконы Божией Матери – небольшая аналойная икона Казанской Пресвятой Богородицы, которая чудесным образом стала обновляться вскоре после освящения Казанского придела храма.
Особо чтима в Казанском храме Валаамская икона Божией Матери, написанная «по мере и подобию чудотворного образа».
В 2004 году в храме был принята и выставлена для поклонения родовая святыня бояр Нащокиных – крест-мощевик с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона.
17 июня 2006 г. на Валаамском подворье состоялась встреча иконы святой праведной Анны, Матери Пресвятой Богородицы, написанной в афонской келье Введения во храм Божией Матери. Привез икону в Россию старец кельи архимандрит Херувим. Она была помещена в большой дубовый резной киот рядом с иконами святителя Нектария Эгинского (с частицей его святых мощей, переданной для поклонения верующих в России игуменией монастыря на острове Эгина) и Божией Матери «Всецарица», написанной в монастыре Ватопед и освященной у чудотворного образа.
В храме почитают и другую греческую икону, созданную для храма на Святой Горе Афон в Ватопедском монастыре – это икона Божией Матери «Закланная».
Важным этапом восстановления стало установление в храме перед праздником Рождества Христова 2009 года выполненного в византийских традициях резного деревянного иконостаса.
В 1997 году в подвальном помещении храма была устроена крестильня, где совершается Таинство святого Крещения с чином полного погружения.
Являясь связующим звеном между Санкт-Петербургом и крупнейшим монастырем северо-запада России, Санкт-Петербургское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря сегодня живет полной уставной жизнью. На Валаамском подворье совершается весь круг богослужения и церковные Таинства. С первых лет существования возрожденного Валаамского монастыря на его петербургском подворье стал складываться своеобразный певческий стиль, своего рода современный «валаамский обиход», включающий в себя как древнерусский распев, адаптированный к современному восприятию, так и византийские песнопения. Сейчас в храме поет большой мужской хор на два клироса, антифонно, возрождая тем древнюю традицию православного певческого искусства.
Двадцатилетие освящения Казанского храма было отмечено 4 февраля 2014 года освящением часовни (после реставрации) во имя Новомучеников и исповедников Российских. Впервые она была освящена 17 июля 1995 года. Наряду с иконами уже канонизированных новомучеников – преподобномученицы великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, митрополита Вениамина, митрополита Владимира – в часовне были помещены иконы святых царственных мучеников страстотерпцев. Это была первая часовня в Санкт-Петербурге, где горожане могли почтить память святых царственных мучеников еще до их общецерковной канонизации. В верхнем ряду обновленной часовни представлены святители архиереи - мученики, в нижнем - царская семья и все чины страстотерпцев и мучеников российских.
Память о Святейшем Патриархе Алексии II, по благословению которого началось воссоздание храма Казанской иконы Божией Матери Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря, всегда останется в сердцах и молитвах братии и прихожан этой обители.