На днях Председатель комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия П.А. Пожигайло заявил о недопустимости «коммерциализации» Соловков. В частности, он высказался против строительства «торгово-музейного» комплекса у стен монастыря и предложил перевести Соловецкий музей-заповедник в Архангельск или Кемь.
Комментируя сложившуюся ситуацию, наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря и директор ФГУК Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника архимандрит Порфирий (Шутов) отметил, что только бюджетная структура способна поддерживать соответствующий значимости и сложности Соловецкого исторического наследия объем работ по его изучению, сохранению и популяризации.
Основной фактор, определяющий сегодня направление модернизации музея, – это расширение деятельности Соловецкого монастыря. Монастырь становится пользователем большинства исторических зданий и сооружений. Музей получает возможность больше сосредоточиться на научно-просветительской функции. В этом контексте встает задача строительства нового административно-экспозиционного здания.
Наместник Соловецкой обители подчеркнул, что наименование музея как «музейно-торговый комплекс» является неуместным: в проекте, который осуществляет Минкультуры России на средства госбюджета, никаких торговых территорий не предусмотрено. Общая площадь здания составляет почти 10 000 м², и каждый из этих метров отводится только под профильные музейные функции: экспозиции, фонды, рабочие кабинеты. Таким образом, «торгово-музейную» перспективу архимандрит Порфирий назвал мифической угрозой.
Предмет монастырского взаимодействия с властью – это управление архипелагом, выработка и осуществление программы его комплексного развития и, конечно, реставрация памятников. Для этого выделяются средства из госбюджета, т. к. реставрация – законодательно закрепленное направление культурной политики Российского государства. Денежные средства поступают сначала к госзаказчику, а от него к исполнителю работ. Монастырь участвует только как пользователь объекта культурного наследия.
В связи со строительством нового здания музея существует одна сложность: в экспертном сообществе нет согласия по вопросам места размещения и архитектурно-планировочного решения. «Никакого отношения эта проблема ни к вопросу о необходимости создания новых музейных помещений, ни к рискам коммерциализации Соловков не имеет. По-видимому, именно эта действительная проблема столь непрямым образом и была озвучена Павлом Анатольевичем Пожигайло», – считает архимандрит Порфирий.
Краткая справка
На Соловках десятилетиями ведутся археологические раскопки, проводятся научные экспедиции, проходят встречи ученых, общественных и государственных деятелей. Только в этом году запланированы межрегиональная и международная научно-практическая конференции: «Состояние и рациональное использование пресноводных и морских экосистем Соловецкого архипелага» и «Соловки в литературе и фольклоре (XV–XXI вв.)».
Музей публикует научные труды. Некоторые становятся вехами в исследовании Соловецкой истории, как, например, две последние монографии кандидата исторических наук, сотрудника Института Археологии РАН В.А. Бурова. Постоянно пополняются фонды музея. Сегодня они насчитывают свыше 100 000 единиц хранения. Начинается огромный по важности проект оцифровки рукописного и художественного наследия, хранящегося в разных музеях страны. Созданный в 1967 году, музей служил делу сбережения Соловецкого наследия.
В 2012 г. во время встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Министра культуры и губернатора Архангельской области было принято решение о создании экспертного архитектурно-художественного совета при губернаторе. Без положительного заключения этого совета не должно приниматься ни одно значимое градостроительное решение по Соловкам.
Совет при губернаторе с участием самых авторитетных архитекторов и реставраторов неоднократно обсуждал в конце 2012 – начале 2013 годов проектные предложения по новому зданию музея. Пришли к варианту, с которым все участники в целом согласились и который был доработан авторами. Затем он проходил государственную экспертизу, а теперь подошел к стадии практического воплощения. Однако все большее число внимательных к Соловкам архитекторов знакомятся с проектом и высказывают критические замечания.