14 июля 2017 года, в день памяти бессребреников мучеников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Божественную литургию в ставропигиальном женском монастыре Марфо-Мариинская обитель милосердия.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики монастыря протоиерей Александр Дубинин и старший священник Тихон Кречетов и братия Троице-Сергиевой лавры в священном сане.
За Литургией молились настоятельница обители игумения Елисавета (Позднякова) с насельницами, прихожане и гости обители.
По окончании богослужения владыка Феогност поздравил молящихся с днем памяти святых бессребреников и обратился к собравшимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Христос, обращаясь к своим ученикам, сказал: "Вы есте соль земли. Если соль обуяет, чим осолится? ни во чтоже будет ктому, точию да изсыпана будет вон и попираема человеки" (Мф. 5, 13).
И мы видим, как совершаются суды Божии. Когда оскудевает любовь, когда эгоизм и жадность преобладают в людях, то умаляется значение церковной жизни и уходит благодать. И, только когда люди начинают понимать, что без благодати, без "соли" они не могут долго существовать, появляются некоторые избранные, которые начинают осознавать, что слова заповедей Евангелия – это не просто какой-то закон, который нужно выполнять для наследования Царства Божия, а это необходимое условие для счастья и полноты жизни и здесь, на земле, и в будущей жизни.
О любви такой сказано и в светском, и церковном мире. Сколько писателей духовных и светских писало о любви, и тем не менее все были далеки от понимания того, что, пока сам читатель это не переживет, он никогда не поймет этого ни из каких книг. Апостол Павел в своем обращении говорит: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" (1 Кор. 13, 1–3). Т.е. если я знаю свое прошлое и верую, но любви не имею, то это тоже ничто. Если я всё свое богатство отдам и тело – но без любви, – то это тоже ничто.
Всё с любовью следует делать, как в той евангельской истории, когда Спаситель пришел в Храм, и подходили туда люди, и бросали деньги в урну, кто сколько мог. Зашла вдова, которая бросила две лепты – две копейки, – и Господь сказал, что она больше всех пожертвовала, потому что она от всего своего отдала (см. Лк. 12, 41–43). В ней была любовь, и, когда мы смотрим на святых, их отличала любовь – они умели любить: они любили Бога и любили ближних. Если мы даже смотрим светский фильм, атеистический, советский, то и там остались в истории те, кто умел любить: любить Родину, любить своих ближних, любить свое дело, любить свой дом; только они остались, и осталась память. Есть такое понятие "анонимные" христиане, т.е. люди, которые жили по-христиански, но сами не знали об этом. Именно о них сказано в притче о Страшном суде: "Приидите ко Мне, возлюбленные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство. Они Ему отвечают: Господи, мы Тебя не знали, мы Тебя не видели. Господь отвечает: то, что вы сделали одному их малых, это вы сделали Мне" (см. Мф. 25, 31–46). Вот это есть любовь. И, сколько бы мы ни говорили об этом, пока мы сами не вкусили, не поймем, что без самопожертвования нет на самом деле жизни. И, чем больше мы забываем сами о себе, о своих проблемах, о своих трудностях, о своих болезнях, о своих неудачах, о своих бедах, тем больше возможности для нас поделиться и выйти из себя, забыть о себе, вспомнить о ближнем, вспомнить о Боге, вспомнить о своем предназначении. И вот когда мы вспоминаем об этом, тогда мы становимся той малой частью мира, которая называется солью, которая осаливает мир, и до тех пор, пока есть вот эта соль в мире, мир живет независимо ни от чего, и все угрозы мира, боязни административная, политическая, они нестрашны. Но тогда, когда оскудеет любовь, тогда придет сын погибели и придет конец миру.
От каждого из нас зависит, что же будет дальше с этим миром. И не надо спасать этот мир – спаси себя, и будет с тебя. Но спаси себя – это значит, забудь о себе и вспомни о Боге, вспомни о своих ближних, и тогда Господь вложит в твою душу ту самую благодать, которая не приобретается ни за какие человеческие ценности, ни за какие ценные бумаги, – это может сделать только Господь. Каждый из нас хотя бы однажды в жизни испытал вот это несравненное чувство радости и полноты бытия. Но это всегда бывает только тогда, когда мы совершаем что-то большое и малое, но не для себя, а для Бога и ближнего. И да поможет нам Господь исполнять эту евангельскую заповедь.
Вас всех благодарим за святые молитвы. Причастников поздравляем с принятием Святых Христовых Таин. Аминь».