7 марта 2018 года, в день обретения мощей святых мучеников иже во Евгении, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре.
Его Высокопреосвященству сослужило духовенство обители.
В храме молились настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова); заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря игумения Иулиания (Каледа); заместитель министра финансов Российской Федерации А.Ю. Иванов; сестры и прихожане обители.
По завершении богослужения Высокопреосвященнейший владыка обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Если бы верующего человека спросили, чего бы он желал больше всего, наверное, каждый, кто считает себя верующим, сказал бы: "Господи, я хочу научиться молиться". Потому что, когда мы научимся молиться, всё остальное приложится. Ибо в молитве нам откроется всё, все тайны мира. Молитва – это наше обращение к Богу и слышание Его. Но, увы, кто из нас может похвалиться тем, что стяжал молитву? Не говорю уже о молитве умной – хотя бы просто молитву? И скорбит сердце человеческое, и пытается найти выход из того тупика, в котором находится…
В молитве на Литургии Преждеосвященных Даров есть такие таинственные слова: "Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою…" Удивительное сравнение: пусть наша молитва станет не как молитва Моисея и Илии-пророка, не как молитва апостолов и мужей апостольских, но как кадило, бездушное, железное и ничего не помышляющее. Странно, но мы повторяем эти слова. И для того, чтобы хотя бы немного прикоснуться к их тайне, нужно вспомнить, что Господь призывает нас в молитвах не быть многословными как язычники, которые думают, что во многоглаголании своем услышаны будут. Знайте, что Господь знает ваши прошения прежде, чем вы об этом Ему сказали, прежде чем вы даже об этом подумали.
Есть такое понятие, как предстояние, когда человек еще не молится или уже не молится, но предстоит Богу в трепете, осознает свое недостоинство, и вместе с тем его сердце наполняется радостью, ибо он находится в присутствии Господа. В это время у него нет ни мыслей, ни слов – он просто предстоит Богу. Как сказано о высшей молитве, "упразднитесь и разумейте…" (Пс. 45:11), то есть отойдите от всего умственного, земного и тленного, когда вы предстоите Господу. Поэтому мы и слышим такое прошение, где молитва сравнивается с кадилом, которое только сопровождает молитву, но не молится.
И когда мы предстоим Богу в своей келии, в своей квартире, на работе, в автобусе, в лесу, в море, в поле, мы только лишь предстоим Ему, а Господь зрит на наше сердце. Когда мы молчим в тишине своего сердца, Господь открывает нам всё необходимое для нашего спасения. Тогда сердце наполняется радостью и благодарностью Богу. Но, увы, мы не в состоянии рассказать об этом другим, а можем только пережить это. Апостол Павел говорит о себе как бы о другом человеке: "Знаю человека во Христе, который… восхищен был до третьего неба…" (2 Кор. 12:2). Апостол слышал там неизреченные глаголы, но не мог их передать, потому что эти глаголы выше и сильнее человеческой природы. Однако память об этом таинственном явлении остается на всю жизнь.
И да поможет нам Господь, чтобы молитва наша исправилась как кадило, которое сопровождает наше богослужение. Аминь».