12 февраля 2018 года, в день памяти великих Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре.
Его Высокопреосвященству сослужили насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, гостиничный 1-й гостиницы Лавры иеромонах Агафон (Болотин) и духовенство обители.
За Литургией молились настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова), настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря игумения Антония (Минина); помощник Президента Российской Федерации, член Совета директоров ПАО «НК «Роснефть», доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН заслуженный экономист РФ А.Р. Белоусов с супругой экономистом и журналистом Л.В. Белоусовой; заместитель министра финансов Российской Федерации А.Ю. Иванов; сестры и прихожане обители.
По окончании богослужения владыка Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Наступающая Святая Великая Четыредесятница – особое время в жизни каждого человека. Ее справедливо называют весной души. И, подобно тому как весной обновляется всё живое, так и Четыредесятница является для нас обновляющим началом. Мы переживаем вновь всё пережитое нами, осознаем это, делаем правильные выводы, и Господь Своей благодатью укрепляет наши правильные решения, и наша природа – духовная, душевная, физическая – обновляется.
Приготовительные к посту Недели начинаются евангельским чтением о Закхее – мытаре, который был принят Господом и в дом которого Христос пожелал войти. Чтобы отблагодарить Господа, этот человек ответил: "Се, пол-имения моего, Господи, дам нищим: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею" (Лк. 19:8). Затем следуют Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне и наконец Неделя о Страшном Суде.
Страшному Суду посвящено много картин, на это событие написано немало толкований, но самое главное – это слова Христа-Спасителя. Читая в Евангелии о Страшном Суде, о том, как одним Господь скажет:"Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира" (Мф. 25:34), – а другим: "Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный" (Мф. 25:41), – мы удивляемся, что огонь будет уготован даже некоторым из тех, кто молился и изгонял бесов Именем Божиим. А другие внезапно окажутся к Нему приближенными, и им будет сказано: "Приидите ко Мне..." Как такое может быть? Одни молятся – и идут в ад, а другие не молятся – и наследуют Царство Божие?
Ответ очень прост. Если молившиеся не подтверждали и не свидетельствовали веру своей жизнью, не проявляли любовь своими делами, то они и не смогут приблизиться к Богу. А о других, которые не молились и бесов не изгоняли, но всегда приходили на помощь, Господь говорит, что, сотворив добро одному из малых сих, они сделали это Ему Самому. Неслучайно и на Руси, и на Востоке, и на Западе, и во всяком месте всегда был закон гостеприимства. Люди искренне верили, что под видом странника к ним может прийти Сам Господь или Ангел. Они принимали пришедшего человека как Христа, поскольку они были более духовно просвещенными, чем мы. Из евангельских слов мы заключаем, что не нашими словами, а нашим свидетельством жизни утверждается вера.
Слово "честность" имеет глубокое значение – это единство мысли, слова и дела. И пусть честный человек не так много совершает, но он делает ровно столько, сколько говорит. Если же человек делает гораздо меньше, чем говорит, это печально. И как важно для всех нас иметь гармонию между мыслью, словом и делом!
Господь не спросит нас, сколько мы сделали, а спросит, совершили ли то, о чем говорили. Это дает нам надежду и силу. От нас не требуется идти пешком в Иерусалим, совершать колоссальные строительства, накладывать на себя какие-то подвиги, но просто быть целостными. Если мы сказали слово, то должны его исполнить. Пусть это будет меньше, чем у всех, но это будет гармонично. Тогда каждый из нас сможет услышать от Господа: "Прииди, возлюбленный Отца Моего…" Человек спросит: "Господи, как Ты меня, никчемного, недостойного и немощного, призываешь к Себе?" И Господь ответит Ему: "Я был болен и в темнице – и ты Меня посетил, Я был наг – и ты Меня одел, Я был голоден – и Ты меня накормил. Я всегда был с тобой". Так и апостол Павел призывает для всех быть всем, чтобы по крайней мере спасти немногих.
Суд страшен для тех, у кого мысли, слова и дела расходятся. А когда у человека дела не расходятся со словами, пусть дела даже будут невелики, – такой человек наследует Царство Божие.
Да поможет нам Господь в преддверии Святой Великой Четыредесятницы осознать эту простую истину и не накладывать на себя огромных и неудобоносимых подвигов. Каждый может понести только то, что может, но пусть это будет в радость и во спасение души и тела. И пусть человек не превозносится, а радуется тому, что делает, и не осуждает того, кто этого не делает, а искренне молится о всех и за вся. Аминь».