Архиепископ Феогност совершил Литургию в Иоанно-Предтеченском монастыре

5 июля 2017 года, в день памяти свщмч. Евсевия, епископа Самосатского, Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики Иоанно-Предтеченской обители иереи Николай Мальцев и Владимир Монастырев и братия Троице-Сергиевой Лавры в священном сане.

За Литургией молились настоятельница монастыря игумения Афанасия (Грошева) с сестрами, прихожане и гости обители.

В завершение богослужения архиепископ Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Человек может заболеть множеством болезней, но, наверное, одна из самых страшных болезней, которые только есть, – это бесноватость. Когда мы видим бесноватого человека, то мы в ужасе и страхе, ибо страх владеет человеком, который не владеет собой, а им владеет злой дух.

Причин, по которым злой дух входит в человека, наверное, множество, но в сегодняшнем евангельском чтении мы вновь слышали о той причте, как дух злой, когда он выйдет из человека, скитается по безводным пустынным местам, но потом вновь желает вернуться в человека, в котором он уже жил. Как интересно в сегодняшнем евангельском чтении было сказано: "И, когда он приходит и видит дом праздным, и убранным, и украшенным, тогда он вселяется в этого человека" (см. Мф. 12, 43). Там есть такие слова: "И последний горше первого", – т.е. когда злой дух жил один – это была беда, а когда еще семь с ним, то это злейшие духи. На первый взгляд, не указана причина, почему вдруг и сам злой дух возвращается, и приводит с собой других, злейших, духов. Но есть такие простые слова: когда он приходит, он видит дом праздным, во всех пороках.

Когда Антоний Великий опытным путем искал, как должен жить монах-пустынник, то ему было открыто: он увидел Ангела в человеческом виде, который молился, потом трудился, – молился и трудился. Такой была вся жизнь Ангела, и голос сказал ему: "Вот делай так ты – и спасешься".

Благословен человек, который понимает, что праздность, к которой многие стремятся, есть величайшее зло. Ведь часто человек копит себе богатство, чтобы в конце жизни пожить праздно, как он думает, отдохнуть. Но ведь это не что иное, как тот самый случай, когда злой дух приходит и вселяется в такой дом.

Праздность – величайшее зло, влекущее за собой пьянство, гордость воровство. Но мало кто говорит о праздности, а ведь праздность – это такой опасный порок, позволяющий увидеть, почему злой дух вошел. Он увидел дом праздным. Как же важно человеку осознать, что счастье не в безделье, а в труде и молитве. Соломон испытал мудростью, что же хорошо для сынов человеческих в их немногие дни жизни под солнцем, – это когда человек трудится и видит добрые труды свои. Вспомните слова Евангелия, слова Христа. Когда мы думаем: "Ну а как же так? если я буду заниматься любимым делом, то на что же я буду жить?" – Господь ответил: "Все остальное приложится. Ищите правды, а все остальное приложится" (см. Мф. 6, 33). И далее, когда апостол Петр говорит: "Господи, мы все оставили, а что нам там будет?" – Господь отвечает: "И здесь вас не оставлю, и здесь вы будете не лишены моего блага и дам все необходимое" (см. Мф. 19, 27–30).

Вот эта мысль, которая заложена в сегодняшнем в евангельском чтении, она важна для каждого из нас и заключается в том, чтобы не жалеть себя ради близких, не жалеть себя в любом послушании. Когда мы отдаем себя близким, службе, Богу, работе – это великое благо, потому что злой демон не в силах войти в такую душу, потому что такая душа непраздна, она занята делом – и бес отойдет. Это великое утешение, что мы можем иметь гарантию того, злой дух не вселится в нас, – а это молитва и труд, труд и молитва и благодарение Богу.

Всех вас благодарим за святые молитвы. Причастников поздравляем с принятием святых Христовых Таин. Аминь».


 

Фото: В. Ходаков 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Макарьева пустынь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь