Архиепископ Феогност совершил Литургию в Иоанно-Предтеченском монастыре

5 июля 2017 года, в день памяти свщмч. Евсевия, епископа Самосатского, Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики Иоанно-Предтеченской обители иереи Николай Мальцев и Владимир Монастырев и братия Троице-Сергиевой Лавры в священном сане.

За Литургией молились настоятельница монастыря игумения Афанасия (Грошева) с сестрами, прихожане и гости обители.

В завершение богослужения архиепископ Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Человек может заболеть множеством болезней, но, наверное, одна из самых страшных болезней, которые только есть, – это бесноватость. Когда мы видим бесноватого человека, то мы в ужасе и страхе, ибо страх владеет человеком, который не владеет собой, а им владеет злой дух.

Причин, по которым злой дух входит в человека, наверное, множество, но в сегодняшнем евангельском чтении мы вновь слышали о той причте, как дух злой, когда он выйдет из человека, скитается по безводным пустынным местам, но потом вновь желает вернуться в человека, в котором он уже жил. Как интересно в сегодняшнем евангельском чтении было сказано: "И, когда он приходит и видит дом праздным, и убранным, и украшенным, тогда он вселяется в этого человека" (см. Мф. 12, 43). Там есть такие слова: "И последний горше первого", – т.е. когда злой дух жил один – это была беда, а когда еще семь с ним, то это злейшие духи. На первый взгляд, не указана причина, почему вдруг и сам злой дух возвращается, и приводит с собой других, злейших, духов. Но есть такие простые слова: когда он приходит, он видит дом праздным, во всех пороках.

Когда Антоний Великий опытным путем искал, как должен жить монах-пустынник, то ему было открыто: он увидел Ангела в человеческом виде, который молился, потом трудился, – молился и трудился. Такой была вся жизнь Ангела, и голос сказал ему: "Вот делай так ты – и спасешься".

Благословен человек, который понимает, что праздность, к которой многие стремятся, есть величайшее зло. Ведь часто человек копит себе богатство, чтобы в конце жизни пожить праздно, как он думает, отдохнуть. Но ведь это не что иное, как тот самый случай, когда злой дух приходит и вселяется в такой дом.

Праздность – величайшее зло, влекущее за собой пьянство, гордость воровство. Но мало кто говорит о праздности, а ведь праздность – это такой опасный порок, позволяющий увидеть, почему злой дух вошел. Он увидел дом праздным. Как же важно человеку осознать, что счастье не в безделье, а в труде и молитве. Соломон испытал мудростью, что же хорошо для сынов человеческих в их немногие дни жизни под солнцем, – это когда человек трудится и видит добрые труды свои. Вспомните слова Евангелия, слова Христа. Когда мы думаем: "Ну а как же так? если я буду заниматься любимым делом, то на что же я буду жить?" – Господь ответил: "Все остальное приложится. Ищите правды, а все остальное приложится" (см. Мф. 6, 33). И далее, когда апостол Петр говорит: "Господи, мы все оставили, а что нам там будет?" – Господь отвечает: "И здесь вас не оставлю, и здесь вы будете не лишены моего блага и дам все необходимое" (см. Мф. 19, 27–30).

Вот эта мысль, которая заложена в сегодняшнем в евангельском чтении, она важна для каждого из нас и заключается в том, чтобы не жалеть себя ради близких, не жалеть себя в любом послушании. Когда мы отдаем себя близким, службе, Богу, работе – это великое благо, потому что злой демон не в силах войти в такую душу, потому что такая душа непраздна, она занята делом – и бес отойдет. Это великое утешение, что мы можем иметь гарантию того, злой дух не вселится в нас, – а это молитва и труд, труд и молитва и благодарение Богу.

Всех вас благодарим за святые молитвы. Причастников поздравляем с принятием святых Христовых Таин. Аминь».


 

Фото: В. Ходаков 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Казанская Амвросиевская женская пустынь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь