Архиепископ Феогност совершил в Троице-Сергиевой лавре монашеские постриги

29 марта 2018 года, в четверг 6-й седмицы Великого поста, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре состоялось три монашеских пострига.

В этот день по окончании вечернего богослужения монашеские постриги в Троицком соборе обители совершил наместник монастыря, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

На благословенный путь монашества встали пять иноков обители Преподобного Сергия: Николай (Новиков) принял постриг с именем Евдоким, Павел (Смирнов) – с именем Зинон и Александр (Бандурин) – с именем Иоанникий.

В начале чина пострига наместник Лавры архиепископ Феогност называл иноков их привычными именами. По совершении постригов Его Высокопреосвященство огласил новые имена, которые до этого момента кандидатам в монахи не были известны. Каждый новопостриженный обрел покровительство нового святого, в честь которого получил имя в монашестве. 

Такие разные Небесные покровители у каждого из постриженных, но объединяет их одно: все они в своей земной жизни искренне служили Господу нашему Иисусу Христу и удостоились от Бога награды стать святыми.

По совершении чина пострига владыка Феогност обратился к новопостриженным со словом поздравления и отеческого наставления: 

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Когда государство наше призывает граждан на военную службу, они дают присягу, и эта присяга делает их ответственными за обещание быть защитниками своей Родины. Но, когда наступает пенсионный возраст, он освобождаются от присяги.

Монах призывается Христом к служению себе, и здесь нет возраста – от пострига и до гробовой доски мы призваны быть послушниками, ибо Господь призвал нас и мы дали обет, то есть приняли присягу.

В этой жизни многомятежный ум может найти множество оправданий нашему отступлению, но есть основополагающие понятия, которые не дают нам сойти с пути, – это верность призванию и долг. И когда мы будем помнить о той чести, которой мы удостоились, о том, что Господь призвал нас быть его служителями и мы должны быть Ему благодарны всю свою жизнь за то, что мы имеем такую честь и счастье свои силы, свою жизнь посвятить служению Господу, то все лукавые козни многомятежного ума нашего будут бессильны. Помнить о том, помнить о призвании и присяге, то есть о монашеском постриге, который каждый из нас когда-то принял.

Преподобного Антония как-то спросили о спасении, и он сказал удивительно простые слова: "Не верь в свою святость  – обуздывай язык и чрево". Много поучений, но это самое простое и ясное. Как бы ты ни подвизался, если ты даже сделал всё, повеленное тебе, ты раб неключимый  и сделал только то, что должен был сделать. Не верь своей праведности – помни о своем недостоинстве и своей немощи, и обуздывай язык и чрево, и всегда и за всё благодари Бога, ибо Господь призвал тебя и ты служишь Царю Небесному, ты воин Царя Небесного. И это сердце наше наполняет радостью и благодарностью и дает нам силы и радость служить Богу и никогда ни о чем не жалеть, ибо жалость прежнего жития расслабляет нас.

Если есть грехи, то их надо исправлять. Если немощи есть, их надо преодолевать; если есть слабости, их нужно тоже преодолевать. И мы не одни – с нами Бог, с нами сила Честнаго и Животворящего Креста, с нами всё воинство Небесное, и с нами преподобный и богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский, и все радонежские святые, и все святии. И первые наши шаги после пострига, принятия благословенной присяги-обещания мы с вами сделаем к мощам преподобного Сергия. И всегда, когда будет трудно и когда будет легко и радостно, все должны идти к преподобному и просить его помочь, чтобы никогда и никто не отходил от него тощ и неутешен, и благодарить за то, что он оказал помощь. Аминь».

30 марта в Троицком соборе Лавры по окончании вечернего богослужения будут совершены иноческие постриги.

Краткая справка

Святой Евстафий Фессалоникийский говорит о трех схимах: вступительный чин (иночество, рясофор – первая схима), мантийное монашество (вторая схима) и великая схима (третья схима). Святой Феодор Студит сравнивает принятие схимы с Крещением и утверждает, что схима одна, а ее степени только констатируют духовное возрастание внутри монашеского пути.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ