14 апреля 2016 года, в четверг 5-й седмицы Великого поста, день памяти прп. Марии Египетской и прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца, собеседника прп. Сергия Радонежского, Литургию Преждеосвященных Даров в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре Москвы иерейским чином возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.
Его Высокопреосвященству сослужили наместник монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) с братией обители в священном сане.
Богослужебные песнопения исполнил хор Данилова монастыря.
По окончании Литургии владыка Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом:
«Человек слаб по своей природе греховной, и страхи одолевают его. И хочет человек вырваться из этих страхов, но не может. Хочет человек избежать искушений и не может. И остается он в состоянии беспомощности и страха. Но ведь есть заповедь Христа Спасителя: "Бдите, да не внидите в напасть" (Мк. 14, 38). Как просто и как ясно! Для того, чтобы не впасть в напасть, нужно бдеть.
Бдительность – какая это глубокая и великая добродетель! Как она каждому из нас необходима. Ибо если нет бдительности, то и страха тоже не будет, и молитвы не будет, и поста не будет, и милости не будет, и ни одной добродетели не будет, если не будет бдительности. "Бдите, да не внидите в напасть".
Но и такой упрек сказал Господь ученикам, когда Он их просил помолиться: "Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?" (Мф. 26, 40). Как же необходимо нам быть в этой бдительности; молитвы наши могут быть и без слов, но как важно нам быть в этом состоянии бдительности и предстоять Богу, предстоять Ему, ходить пред Ним, говорить пред Ним, думать пред Ним – это и есть состояние бдительности.
Есть еще более высокое, но уже недоступное нам: "Аз сплю, а сердце мое бдит" (Песн. 5, 2). Это когда и во сне человек сердцем своим предстоит Богу и сердце его пред Богом – эта высота сегодня для нас недостижима. Хотя бы нам научиться некоторое время побдеть, побыть во бдении, в предстоянии пред Богом.
Сегодня память прп. Марии Египетской – она 47 лет была во бдении! А ведь от нас требуется быть хотя бы немного во бдении.
Есть такая церковная служба, куда приходят верующие православные христиане, – Всенощное бдение. Почему оно такое большое? Да хотя бы немного побдеть на нем, забыть о своих делах, забыть о том, что ты делаешь, забыть о том, кто ты есть. Но как же это трудно! Проще сделать тысячу поклонов, проще написать тысячу грехов на бумаге, проще прочитать тысячу молитв, а вот побдеть – это сложно. Есть такой пример: это было в далеком XVI веке, когда великий государь и царь Иоанн Васильевич молился в храме. Когда он вышел из храма набожный, как он думал, его встретил юродивый и спросил: "Иванушка, где ты был?" Царь ответил: "Не видишь, юродивый, из храма иду". "Да нет, ты не был в храме – ты на Воробьевых горах дворец себе строил".
И как часто каждый из нас, будучи в храме, еще о чем-то думает, еще о чем-то размышляет – вот это как раз и есть отсутствие бдения. Пусть хотя бы немного, но побдеть, побыть с Богом. Эта добродетель – необходимое условие для всех наших добрых дел. И не нужно унывать, отчаиваться, когда не получается побдеть. Хотя бы 5 минут, 10, 15, час, два, но побдеть, побыть с Богом, и тогда-то мы не впадем в напасть, ибо есть слова Спасителя: "Бдите, да не внидите в напасть". Учиться бдеть – в этом будет наше спасение. И мы увидим, что наши искушения как-то отходят от нас, и врагов становится меньше, и глупостей делаем мы меньше, когда просто начинаем бдеть, т.е. предстоять пред Богом, ходить пред ним, думать пред ним и говорить пред ним.
Молитвами св. Марии Египетской, прп. Евфимия чудотворца, св. благоверного князя Даниила Московского Господь поможет нам встать на путь бдения и не отчаиваться, когда труды наши не увенчаются сразу успехом, трудиться. И падшие восстают; остаются в падении только те, кто не хочет встать и идти. Нужно верить и трудиться, и Господь поможет, ибо Он с нами. А если с нами Бог, то кто против нас?
Всех Вас благодарю за святые молитвы, причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин».