3 декабря 2016 года, в день предпразднства Введения во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь отметил 190-летний юбилей с момента своего основания.
Накануне торжеств в монастыре были отслужены молебен святым Зосимовой пустыни, а также панихида по всем ныне почившим сестрам, священникам, благодетелям обители.
В сам день праздника торжественную Божественную литургию возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.
Его Высокопреосвященству сослужили клирик обители протоиерей Николай Сухов, священник храма Казанской иконы Божией Матери в с. Пучкове г. Москвы иерей Лев Аршакян, а также приглашенное духовенство.
По окончании Литургии владыка Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Сегодня мы празднуем 190 лет со дня основания монастыря, который основал преподобный Зосима. Судьба его необыкновенна.
В нынешнем Евангельском чтении (Лк. 9, 57–62) показана высота призвания Христова и высота христианской жизни. Некий человек подошел к Нему и говорит: “Учитель, я пойду за Тобой!“ В ответ на это Спаситель ему отвечает: “Звери имеют норы, птицы гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где главу приклонить“. Другой речет: “Я за Тобой пойду, но дай мне сначала погрести своих родных“. На это Господь отвечает: “Оставь мертвым погребать мертвецов“. Ну и наконец другой также просил идти за Господом, но прежде ему нужно было сделать свои домашние дела. И вот в ответ он услышал слова: “Никто, взявшись за рало, т.е. за плуг, и оглядываясь назад, неблагонадежен для Царствия Небесного“.
Слова красивые, но очень далекие от нас, и, чтобы понять их, нужно осознать, что есть люди, которые открываются на призыв Христа и идут за Ним.
Вот Зосима, в миру блестящий гвардейский офицер: Санкт-Петербург, Преображенский полк, прекрасное имение – всё есть и всё замечательно. Он на прекрасной лошади объезжает свое имение, строит планы на будущее – и вдруг голос ему и удар в грудь: монахом будешь. После такого призыва он оставляет всё – дворянство, имение, – и идет в брянские леса, и там с подвижниками неведомыми начинает своею духовную жизнь. Потом десять лет на Коневце на Ладжском озере и затем еще двадцать лет в сибирских лесах, и наконец он пришел сюда и здесь собрал общину; здесь был создан монастырь, который до сих пор живет, с краткими перерывами, но живет и молится.
И вот сегодня, в день основания обители, мы слышали Евангельское чтение и житие преподобного Зосимы. Зачем нам нужно об этом знать? Затем, что человек без ориентиров, без маяков никогда никуда не придет и человек, у которого нет понимания, кто он, тоже никогда не будет совершенствоваться.
Господь призывает всех, и каждый из нас может какую-то часть себя отдать Богу. Как у Достоевского в “Братьях Карамазовых“ Алеша, когда услышал призыв Христа оставить всё и идти за Ним, сказал себе: “Не могу я отдать вместо “всего” два рубля, а вместо “иди за мной” ходить лишь к обедне“.
У каждого своя мера, каждый из нас имеет свое пристанище на этой земле: кто-то монашескую келию, кто-то квартиру, кто-то дом. Но должно быть понимание того, что это милость Божия, и мы благодарим Бога за это, но вместе с тем мы понимаем ту высоту, к которой Он призывает нас.
Из нас, наверное, не осталось ни дворян, ни мещан – все мы усредненного класса. И даже нам трудно оставить свое земное благополучие – а каково было дворянину, офицеру оставить всё? Как глубоко в его сердце проникли слова Христа! И как он пошел за Христом! И вот мы знаем Серафима Саровского и очень мало знаем о Зосиме. А ведь жизни их и подвиги очень похожи. Они были вместе, просто Господь больше по-человечески прославил прп. Серафима, но по житию своему прп. Зосима не уступает Серафиму, и я верю, что там, в Небесных обителях, он не оставляет ни свою родную обитель, ни всех, кто в нее приходит, ни своего земного Отечества.
Жизнь наша коротка: если даже она и сто лет, хотя, в среднем, 70–80, как же важно в этой жизни осознавать то, что мы призваны, – Господь призывает нас. И вместе с тем мы не идем к Нему, и поэтому должно рождаться покаяние: мы просим у Него прощения за то, что у кого-то земля, у кого-то работа, у кого-то какие-то другие заботы. Мы отдаем маленькую часть от себя Господу и не отдаем всего, и Господь не требует от нас большего. Но, дабы мы в гордость не впали и не приписали себе какие-то великие добродетели, даны такие великие примеры, как Серафим Саровский, как Зосима Верховский, чтобы мы смирялись и понимали свое ничтожество, свое мещанство, свой эгоизм, свою скудость и отсутствие той любви, которая была у преподобных и богоносных отцов наших. Но это не повод для отчаяния – это просто повод для размышления. Повод для того, чтобы нам смириться и благодарить Бога. И в этом смирении мы будем менее высоки.
В древнем патерике есть такая история, когда ученик спрашивает у учителя:
– Вот сейчас мы пока живем, а как будет после нас?
Учитель отвечает:
– Будет хуже.
– А дальше?
– Будет еще хуже.
– А дальше?
– А дальше монахи будут жить как мирские, а мирские очень плохо будут жить. Но вместе с тем те, у кого будет покаяние, будут выше нас.
Вот такое удивительное пророчество. То есть когда мы осознаем всё свое непотребство, осознаем свою скудость духовную, осознаем свой эгоизм и каемся. И это в наше время – наша высота. Но не в гордыне и не в превозношении над теми, кто находится рядом с нами.
Сегодняшний день – день основания обители. Я приехал по благословению Святейшего Патриарха, который просил меня передать матушке игумении, сестрам, паломникам свое Патриаршее благословение, поздравление с праздником, благодарность за ваши молитвы, за ваши труды и благодарность за вашу любовь к преподобному Зосиме, за вашу молитву о Святейшем Патриархе. Всех вас поздравляю с праздником!»
В завершение участники богослужения были приглашены на праздничную трапезу.
Фото: В. Ходаков