30 декабря 2015 года, в день памяти пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре отметили 22-ю годовщину открытия обители.
Праздничную Божественную литургию возглавил Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Его Высокопреосвященству сослужили клирики Свято-Троицкой Сергиевой лавры, духовенство Стефано-Махрищского монастыря.
В числе почетных гостей обители присутствовали: С.В. Мироненко, директор Государственного архива Российской Федерации; А.Н. Артизов, руководитель Федерального архивного агентства.
По окончании Литургии архиепископ Феогност поздравил настоятельницу Стефано-Махрищского монастыря игумению Елисавету (Жегалову) с памятным событием в жизни обители и обратился к собравшимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня Православная Церковь празднует память пророка Даниила и отроков Анании, Азарии и Мисаила. Эти три отрока были брошены в пещь огненную, но там они не сгорели, а славили Бога. Возможно сие?
Святителю Филарету (Дроздову) как-то один из очень умных людей сказал: “Владыка, я не верю, что кит проглотил Иону, потому что у кита есть такие усики маленькие и он только ракушки глотает, а человека не может проглотить“. На что святитель Филарет ему ответил: “Если в Священном Писании будет написано, что Иона проглотил кита, я бы и этому поверил“.
Вера – это тайна, и если человек не обманывает сам себя, то воистину по вере твоей да будет тебе. Сегодня апостольское чтение объясняет во многом то искушение, которому подверглись три отрока, брошенные в пещь. Апостол Иаков говорит: “С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения“ (Иак. 1, 2). Эти слова даже для православного христианина звучат немножко странно, потому что мы все боимся искушений, мы все стараемся убежать от искушений, и когда бывают искушения, мы скорбим и совсем не радуемся. Почему? Потому что мы не стремимся к совершенству, не стремимся к высокой духовной жизни.
Всякий человек, который проходит какое-то обучение, на определенном этапе сдает экзамен. Даже если экзамен не сдан, это все равно здорово, ибо человек понимает, на какой ступени находится. Если у него есть желание, то он соберется, подготовится и научится тому, что необходимо сдать во время экзамена. А когда у человека не бывает экзамена, он замыкается сам в себе, он кажется сам себе уже совершенным и он воистину боится впадать в искушения. И во всех своих неудачах он винит окружающих, а иногда и Бога. Ропщет на Бога, что Господь не дал ему чего-то, а дал то, что ему кажется не нужным. И правильность духовной жизни как раз и заключается в том, чтобы мы не роптали, а благодарили Бога за искушения, то есть испытания. Ибо испытания показывают нас такими, какие мы есть на самом деле.
Когда мы находимся наедине с самими собой – читаем ли мы книги, ведем ли умные разговоры, – мы воистину можем показаться самим себе великими, правильными и праведными. Но вот маленькое искушение, и человек начинает гневаться, роптать, возмущаться, надувать щеки, обижаться. Ну что? Не сдал экзамен? Двоечник.
А если понял, что не сдал экзамен, но Божий человек и стремишься к совершенству, тогда возблагодаришь Бога, увидишь свои ошибки, проанализируешь свое поведение, поймешь, где появилась ошибка, и в следующий раз ты сдашь эти экзамены. Потому-то апостол и говорит: “Радуйтесь, когда впадаете в искушения“. Искушения показывают нас такими, какие мы есть на самом деле: обнаженные, маленькие, голенькие, ничтожные. И не надо унывать, а радоваться и благодарить Бога. Ибо восходить от силы в силу можно только тогда, когда мы видим себя в искушении, в испытании, видим себя не такими, какими кажемся превозносящим нас людям, не такими, какими мы сами себе представляем себя, а такими, какие мы есть на самом деле.
Благословен человек, который не убоится взглянуть на себя и увидеть все ничтожество, весь срам, но не ужаснуться, а устремиться к совершенству. А предела совершенству нет. Мы просим у Бога многие и благие лета жизни только для того, чтобы еще один шаг к совершенству сделать, дабы жизнь наша здесь, на земле, не была бесцельной и бессмысленной. Ибо бессмысленно менять каждый день свои одежды и красоваться, бессмысленно просто утопать в роскоши, бессмысленно наслаждаться самодостаточностью, пищей – все это хорошо, но только тогда, когда подчинено главному – стремлению к совершенству. Бог нам дал жизнь только для того, чтобы мы стремились к совершенству. Господь сказал нам: “Будите вы совершени, яко Отец ваш небесный совершен есть“ (Мф. 3, 48). Он солнце Свое, тепло, свет дает на всех: и на любящих, и на ненавидящих, и на злых, и на добрых; и дожди – на злых и на добрых. Точно так же и мы, когда мы действительно Божии люди, то воистину по-доброму относимся и к нашим врагам, и к нашим друзьям. Потому что наши враги – это те, кто нас трезвит, показывает нас такими, какие мы есть на самом деле; они нас смиряют. Друзья утешают. И вот это таинство, которое Господь нам дал: враги смиряют и искушают, а друзья утешают и вдохновляют; только в этой гармонии мы можем идти вместе. Потому мы не можем роптать на то, что у нас враги, и не можем жаловаться на то, что у нас только друзья, – у нас есть и друзья, и враги. У нас есть испытания и искушения, и Господь всех призывает нас к совершенству.
Сегодня мы празднуем память трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, тех, кто славил Бога в огненной пещи. У них было такое искушение, которое нам и помыслить-то нельзя. Какие наши искушения, какие наши трудности – смех один. Но только тогда, когда есть понимание собственного ничтожества, когда я должен улыбнуться, не пожалеть себя, а улыбнуться на то, как мы как бы скорбим, как бы жалуемся на жизнь, как мы жалки бываем и ничтожны. И улыбнуться не потому, что смешны бываем, но и в тоже время потому, что знаем: Господь дает нам время, будут новые искушения, новые испытания и там у нас есть шанс победить. Вот так мы должны идти и восходить от силы в силу.
Всех вас благодарим, а матушку игумению, сестер сугубо благодарим. Двадцать два года обители, двадцать два года назад в храме Петра и Павла была первая Божественная литургия. За это время не узнать монастырь: он не только вернул свое былое благолепие, но умножился, приукрасился, и велика сия тайна. И вот воистину исполнение слов: “Претерпевый до конца, той спасен будет“ (Мф. 10, 22). Наверное, трудно было представить тогда, двадцать два года назад, что будет такая красота. Но шли и верили, верили в то, что будет, что не оставит Господь. А вера посрамлена не бывает. И сегодня есть результат, но и на этом успокаиваться нельзя – еще многое нужно сделать.
Матушка, поздравляю Вас, сестры, благодарим Бога. Дай нам, Господи, силы жить и благодарить Тебя; дай нам, Господи, чувство юмора по отношению к собственному величию; дай нам, Господи, чувство благодарности нашим друзьям; дай нам, Господи, чувство благодарности к Тебе, дающему нам испытания и искушения и в тоже время поддерживающему в этих трудностях и дающему нам восходить от силы в силу. Аминь».
Праздник завершился трапезой, за которой для гостей монастыря сестры обители исполнили несколько инструментальных композиций.
За трапезой вновь прозвучали слова поздравлений. Архиепископ Феогност сугубо поблагодарил первого клирика Стефано-Махрищского монастыря, постриженника Троице-Сергиевой лавры игумена Порфирия (Клименко), который в течение 22 лет неизменно несет послушание в Стефано-Махрищском монастыре.
Игумения Елисавета, вспоминая первые годы жизни в обители, назвала их временем особенно благодатным и радостным.
Краткая справка
30 декабря 1993 года, когда Петропавловский храм монастыря был переосвящен епископом Владимирским и Суздальским Евлогием, в Стефано-Махрищской обители неопустительно начали совершаться полные уставные богослужения. В корпусе, примыкавшем к храму, поселились первые насельницы во главе со старшей сестрой монахиней Елисаветой – ныне игуменией Стефано-Махрищской обители. Надвратная церковь в честь Святых апостолов Петра и Павла стала первой возрожденной святыней обители, первым действующим монастырским храмом, где зазвучала церковная молитва. С восстановления этой небольшой церкви над северными вратами началось духовное возрождение монастыря.
В настоящее время в храме Святых апостолов Петра и Павла совершается чтение неусыпаемой Псалтири.