Архиепископ Феогност возглавил празднование 22-й годовщины со дня открытия Стефано-Махрищского монастыря

30 декабря 2015 года, в день памяти пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре отметили 22-ю годовщину открытия обители.

Праздничную Божественную литургию возглавил Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Его Высокопреосвященству сослужили клирики Свято-Троицкой Сергиевой лавры, духовенство Стефано-Махрищского монастыря.

В числе почетных гостей обители присутствовали: С.В. Мироненко, директор Государственного архива Российской Федерации; А.Н. Артизов, руководитель Федерального архивного агентства.

По окончании Литургии архиепископ Феогност поздравил настоятельницу Стефано-Махрищского монастыря игумению Елисавету (Жегалову) с памятным событием в жизни обители и обратился к собравшимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Православная Церковь празднует память пророка Даниила и отроков Анании, Азарии и Мисаила. Эти три отрока были брошены в пещь огненную, но там они не сгорели, а славили Бога. Возможно сие?

Святителю Филарету (Дроздову) как-то один из очень умных людей сказал: “Владыка, я не верю, что кит проглотил Иону, потому что у кита есть такие усики маленькие и он только ракушки глотает, а человека не может проглотить“. На что святитель Филарет ему ответил: “Если в Священном Писании будет написано, что Иона проглотил кита, я бы и этому поверил“.

Вера – это тайна, и если человек не обманывает сам себя, то воистину по вере твоей да будет тебе. Сегодня апостольское чтение объясняет во многом то искушение, которому подверглись три отрока, брошенные в пещь. Апостол Иаков говорит: “С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения“ (Иак. 1, 2). Эти слова даже для православного христианина звучат немножко странно, потому что мы все боимся искушений, мы все стараемся убежать от искушений, и когда бывают искушения, мы скорбим и совсем не радуемся. Почему? Потому что мы не стремимся к совершенству, не стремимся к высокой духовной жизни.

Всякий человек, который проходит какое-то обучение, на определенном этапе сдает экзамен. Даже если экзамен не сдан, это все равно здорово, ибо человек понимает, на какой ступени находится. Если у него есть желание, то он соберется, подготовится и научится тому, что необходимо сдать во время экзамена. А когда у человека не бывает экзамена, он замыкается сам в себе, он кажется сам себе уже совершенным и он воистину боится впадать в искушения. И во всех своих неудачах он винит окружающих, а иногда и Бога. Ропщет на Бога, что Господь не дал ему чего-то, а дал то, что ему кажется не нужным. И правильность духовной жизни как раз и заключается в том, чтобы мы не роптали, а благодарили Бога за искушения, то есть испытания. Ибо испытания показывают нас такими, какие мы есть на самом деле.

Когда мы находимся наедине с самими собой – читаем ли мы книги, ведем ли умные разговоры, – мы воистину можем показаться самим себе великими, правильными и праведными. Но вот маленькое искушение, и человек начинает гневаться, роптать, возмущаться, надувать щеки, обижаться. Ну что? Не сдал экзамен? Двоечник.

А если понял, что не сдал экзамен, но Божий человек и стремишься к совершенству, тогда возблагодаришь Бога, увидишь свои ошибки, проанализируешь свое поведение, поймешь, где появилась ошибка, и в следующий раз ты сдашь эти экзамены. Потому-то апостол и говорит: “Радуйтесь, когда впадаете в искушения“. Искушения показывают нас такими, какие мы есть на самом деле: обнаженные, маленькие, голенькие, ничтожные. И не надо унывать, а радоваться и благодарить Бога. Ибо восходить от силы в силу можно только тогда, когда мы видим себя в искушении, в испытании, видим себя не такими, какими кажемся превозносящим нас людям, не такими, какими мы сами себе представляем себя, а такими, какие мы есть на самом деле.

Благословен человек, который не убоится взглянуть на себя и увидеть все ничтожество, весь срам, но не ужаснуться, а устремиться к совершенству. А предела совершенству нет. Мы просим у Бога многие и благие лета жизни только для того, чтобы еще один шаг к совершенству сделать, дабы жизнь наша здесь, на земле, не была бесцельной и бессмысленной. Ибо бессмысленно менять каждый день свои одежды и красоваться, бессмысленно просто утопать в роскоши, бессмысленно наслаждаться самодостаточностью, пищей – все это хорошо, но только тогда, когда подчинено главному – стремлению к совершенству. Бог нам дал жизнь только для того, чтобы мы стремились к совершенству. Господь сказал нам: “Будите вы совершени, яко Отец ваш небесный совершен есть“ (Мф. 3, 48). Он солнце Свое, тепло, свет дает на всех: и на любящих, и на ненавидящих, и на злых, и на добрых; и дожди – на злых и на добрых. Точно так же и мы, когда мы действительно Божии люди, то воистину по-доброму относимся и к нашим врагам, и к нашим друзьям. Потому что наши враги – это те, кто нас трезвит, показывает нас такими, какие мы есть на самом деле; они нас смиряют. Друзья утешают. И вот это таинство, которое Господь нам дал: враги смиряют и искушают, а друзья утешают и вдохновляют; только в этой гармонии мы можем идти вместе. Потому мы не можем роптать на то, что у нас враги, и не можем жаловаться на то, что у нас только друзья, – у нас есть и друзья, и враги. У нас есть испытания и искушения, и Господь всех призывает нас к совершенству.

Сегодня мы празднуем память трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, тех, кто славил Бога в огненной пещи. У них было такое искушение, которое нам и помыслить-то нельзя. Какие наши искушения, какие наши трудности – смех один. Но только тогда, когда есть понимание собственного ничтожества, когда я должен улыбнуться, не пожалеть себя, а улыбнуться на то, как мы как бы скорбим, как бы жалуемся на жизнь, как мы жалки бываем и ничтожны. И улыбнуться не потому, что смешны бываем, но и в тоже время потому, что знаем: Господь дает нам время, будут новые искушения, новые испытания и там у нас есть шанс победить. Вот так мы должны идти и восходить от силы в силу.

Всех вас благодарим, а матушку игумению, сестер сугубо благодарим. Двадцать два года обители, двадцать два года назад в храме Петра и Павла была первая Божественная литургия. За это время не узнать монастырь: он не только вернул свое былое благолепие, но умножился, приукрасился, и велика сия тайна. И вот воистину исполнение слов: “Претерпевый до конца, той спасен будет“ (Мф. 10, 22). Наверное, трудно было представить тогда, двадцать два года назад, что будет такая красота. Но шли и верили, верили в то, что будет, что не оставит Господь. А вера посрамлена не бывает. И сегодня есть результат, но и на этом успокаиваться нельзя – еще многое нужно сделать.

Матушка, поздравляю Вас, сестры, благодарим Бога. Дай нам, Господи, силы жить и благодарить Тебя; дай нам, Господи, чувство юмора по отношению к собственному величию; дай нам, Господи, чувство благодарности нашим друзьям; дай нам, Господи, чувство благодарности к Тебе, дающему нам испытания и искушения и в тоже время поддерживающему в этих трудностях и дающему нам восходить от силы в силу. Аминь».

Праздник завершился трапезой, за которой для гостей монастыря сестры обители исполнили несколько инструментальных композиций.

За трапезой вновь прозвучали слова поздравлений. Архиепископ Феогност сугубо поблагодарил первого клирика Стефано-Махрищского монастыря, постриженника Троице-Сергиевой лавры игумена Порфирия (Клименко), который в течение 22 лет неизменно несет послушание в Стефано-Махрищском монастыре.

Игумения Елисавета, вспоминая первые годы жизни в обители, назвала их временем особенно благодатным и радостным.

Краткая справка

30 декабря 1993 года, когда Петропавловский храм монастыря был переосвящен епископом Владимирским и Суздальским Евлогием, в Стефано-Махрищской обители неопустительно начали совершаться полные уставные богослужения. В корпусе, примыкавшем к храму, поселились первые насельницы во главе со старшей сестрой монахиней Елисаветой – ныне игуменией Стефано-Махрищской обители. Надвратная церковь в честь Святых апостолов Петра и Павла стала первой возрожденной святыней обители, первым действующим монастырским храмом, где зазвучала церковная молитва. С восстановления этой небольшой церкви над северными вратами началось духовное возрождение монастыря.

В настоящее время в храме Святых апостолов Петра и Павла совершается чтение неусыпаемой Псалтири. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь