Вечером 5 марта 2020 года, в четверг первой седмицы Великого поста, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност возглавил в Покровском Хотькове ставропигиальном женском монастыре великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского.
По окончании богослужения владыка Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Праведник верою жив будет. И весь Новый Завет говорит нам о вере, о необходимости верить. Но для многих вера существует только во что-то, а в Евангелии говорится о другой вере – вере Кому-то.
Бог верит в нас: Он верит, что мы сможем выполнить то, что Он нам заповедал. А мы верим Ему, что Он не оставит нас одних, поможет нам.
И вере сопутствуют всегда доверие, верность и вверенность. Это такое глубокое слово – вверенность. В каноне великомученику Феодору Тирону мы будем читать, что он ввоинился Христу, то есть вверился Ему полностью.
Когда в вере содержатся доверие, верность и вверенность, тогда это и есть настоящая вера. Но рядом с этим живет другое чувство, другое свойство, другая вера. Преподобные отцы наши говорили: "Не верь себе, пока не ляжешь во гроб". Эта вера в себя и себе губит человека и сбивает его с пути истинного. Такая вера дает самонадеянность, самодовольство, самоуверенность, и она не от Бога, потому что в ней нет смирения, послушания и преданности.
Когда человек начинает верить себе, он очень быстро договаривается сам с собой и гибнет и не только в вечности, но уже и здесь. Есть такие опасные люди, которые договариваются сами с собой и считают, что все остальные должны выполнять их условия.
Есть очень важное духовное свойство – трезвение. Трезвый человек никогда не верит себе. Для него главное – послушание, подчинение, преданность и покорность. Трезвость – это понимание того, что не может быть всё по-твоему, не можешь ты быть всегда прав. Когда же такое понимание у человека есть, тогда он недалеко от смирения, послушания и от Бога.
У святых Ветхого и Нового Заветов были разные подвиги и пути, но у всех у них были вера в Бога и глубокое понимание собственной слабости, возможности ошибок. Даже Сам Господь наш, Иисус Христос, в Гефсиманской молитве молился так: "Если возможно, да минует Меня чаша сия, но да будет воля Твоя" (см.: Мф. 26, 42). И в этой молитве Он показал нам пример: когда мы чего-то очень просим, очень хотим – вспомним Христа и Его молитву в Гефсимании: "Но да будет воля Твоя".
Необходимо по-настоящему понять, что в смирении, покорности есть великая сила и сила эта Божия, которая гораздо сильнее всякой силы человеческой. Мы приобщаемся к этой силе, когда смиряемся, и она отходит от нас, когда мы начинаем гордиться. Вот слова, сказанные в Священном Писании: "Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать" (1 Пет. 5, 5). Гордый человек верит в себя и себе, а смиренный не верит себе и не верит в себя – он верит Богу.
Какие замечательные слова сказаны об Аврааме: "И поверил он Богу". Не в Бога поверил, а Богу поверил и пошел за Богом, и вменилось ему это в праведность. Ведь Господь его увел из родного города и сказал, что Я поведу тебя в Землю обетованную, но никуда не привел. Авраам же верил, что так нужно. И Моисей жил в Египте, был приемным сыном у дочери фараона – у него всё было хорошо, но Господь сказал: "Возьми народ мой, и иди, и веди". А ведь Господь не ввел его в Землю обетованную – остановил Моисея на горе и сказал: "Вот посмотри – ты туда не войдешь". И у Моисея не было ни обиды, ни раздражения, ни возмущения, потому что он верил Богу и знал, что так нужно, – он со смирением и кротостью принял это.
Так, родители преподобного Сергия жили в Ростове в родовом имении. И вдруг переселение сюда, в Хотьково, а сначала в Радонеж, и они приняли это с миром. А какое огромное духовное богатство у самого преподобного Сергия в его смирении и кротости. О его силе так сказано в житии: говорил очень мало, а сил имел против двоих. Так что сила его заключалась в смирении, и Господь давал ему силу за его веру и смирение.
Великим постом каждый из нас должен еще и еще раз посмотреть в себя и спросить: "Верю ли я Богу или я верю в себя и себе? Желаю ли я своего или желаю воли Божией?" И благословен человек, у которого есть мужество признаться самому себе. У нас есть великое таинство – покаяние: нет грехов непрощенных – есть грехи нераскаянные. И, наверно, самый страшный грех – это неверие Богу и вера в себя и себе самому.
Выбор остается за каждым из нас. И да поможет нам Господь сделать правильный выбор: пойти этим путем, не дрогнуть, не сойти с него и остаться верным, как сказал Господь Фоме: "И не буди неверен, но верен" (Ин. 20, 27). Аминь».