Архиепископ Феогност возглавил в Покровском Хотькове монастыре вечернее богослужение с чтением покаянного канона

Вечером 5 марта 2020 года, в четверг первой седмицы Великого поста, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност возглавил в Покровском Хотькове ставропигиальном женском монастыре великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского.

По окончании богослужения владыка Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Праведник верою жив будет. И весь Новый Завет говорит нам о вере, о необходимости верить. Но для многих вера существует только во что-то, а в Евангелии говорится о другой вере – вере Кому-то.

Бог верит в нас: Он верит, что мы сможем выполнить то, что Он нам заповедал. А мы верим Ему, что Он не оставит нас одних, поможет нам.

И вере сопутствуют всегда доверие, верность и вверенность. Это такое глубокое слово – вверенность. В каноне великомученику Феодору Тирону мы будем читать, что он ввоинился Христу, то есть вверился Ему полностью.

Когда в вере содержатся доверие, верность и вверенность, тогда это и есть настоящая вера. Но рядом с этим живет другое чувство, другое свойство, другая вера. Преподобные отцы наши говорили: "Не верь себе, пока не ляжешь во гроб". Эта вера в себя и себе губит человека и сбивает его с пути истинного. Такая вера дает самонадеянность, самодовольство, самоуверенность, и она не от Бога, потому что в ней нет смирения, послушания и преданности.

Когда человек начинает верить себе, он очень быстро договаривается сам с собой и гибнет и не только в вечности, но уже и здесь. Есть такие опасные люди, которые договариваются сами с собой и считают, что все остальные должны выполнять их условия.

Есть очень важное духовное свойство – трезвение. Трезвый человек никогда не верит себе. Для него главное – послушание, подчинение, преданность и покорность. Трезвость – это понимание того, что не может быть всё по-твоему, не можешь ты быть всегда прав. Когда же такое понимание у человека есть, тогда он недалеко от смирения, послушания и от Бога.

У святых Ветхого и Нового Заветов были разные подвиги и пути, но у всех у них были вера в Бога и глубокое понимание собственной слабости, возможности ошибок. Даже Сам Господь наш, Иисус Христос, в Гефсиманской молитве молился так: "Если возможно, да минует Меня чаша сия, но да будет воля Твоя" (см.: Мф. 26, 42). И в этой молитве Он показал нам пример: когда мы чего-то очень просим, очень хотим – вспомним Христа и Его молитву в Гефсимании: "Но да будет воля Твоя".

Необходимо по-настоящему понять, что в смирении, покорности есть великая сила и сила эта Божия, которая гораздо сильнее всякой силы человеческой. Мы приобщаемся к этой силе, когда смиряемся, и она отходит от нас, когда мы начинаем гордиться. Вот слова, сказанные в Священном Писании: "Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать" (1 Пет. 5, 5). Гордый человек верит в себя и себе, а смиренный не верит себе и не верит в себя – он верит Богу.

Какие замечательные слова сказаны об Аврааме: "И поверил он Богу". Не в Бога поверил, а Богу поверил и пошел за Богом, и вменилось ему это в праведность. Ведь Господь его увел из родного города и сказал, что Я поведу тебя в Землю обетованную, но никуда не привел. Авраам же верил, что так нужно. И Моисей жил в Египте, был приемным сыном у дочери фараона – у него всё было хорошо, но Господь сказал: "Возьми народ мой, и иди, и веди". А ведь Господь не ввел его в Землю обетованную – остановил Моисея на горе и сказал: "Вот посмотри – ты туда не войдешь". И у Моисея не было ни обиды, ни раздражения, ни возмущения, потому что он верил Богу и знал, что так нужно, – он со смирением и кротостью принял это.

Так, родители преподобного Сергия жили в Ростове в родовом имении. И вдруг переселение сюда, в Хотьково, а сначала в Радонеж, и они приняли это с миром. А какое огромное духовное богатство у самого преподобного Сергия в его смирении и кротости. О его силе так сказано в житии: говорил очень мало, а сил имел против двоих. Так что сила его заключалась в смирении, и Господь давал ему силу за его веру и смирение.

Великим постом каждый из нас должен еще и еще раз посмотреть в себя и спросить: "Верю ли я Богу или я верю в себя и себе? Желаю ли я своего или желаю воли Божией?" И благословен человек, у которого есть мужество признаться самому себе. У нас есть великое таинство – покаяние: нет грехов непрощенных – есть грехи нераскаянные. И, наверно, самый страшный грех – это неверие Богу и вера в себя и себе самому.

Выбор остается за каждым из нас. И да поможет нам Господь сделать правильный выбор: пойти этим путем, не дрогнуть, не сойти с него и остаться верным, как сказал Господь Фоме: "И не буди неверен, но верен" (Ин. 20, 27). Аминь».

Материалы по теме

Монастыри:

Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
141370, Россия, Московская область, Сергиево-Посадский р-н, г. Хотьково, ул. Кооперативная, вл. 2
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
141370, Россия, Московская область, Сергиево-Посадский р-н, г. Хотьково, ул. Кооперативная, вл. 2

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь