Архиепископ Феогност возглавил в Покровском монастыре Литургию Преждеосвященных Даров

5 апреля 2019 года викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност посетил Покровский ставропигиальный женский монастырь и отслужил Литургию Преждеосвященных Даров.

Его Высокопреосвященство перед началом богослужения поклонился мощам святой праведной блаженной Матроны Московской, а у входа в Воскресенский собор его встретила настоятельница Покровского монастыря игумения Феофания (Мискина) с сестрами. Архиепископ Феогност благословил матушку Феофанию и поздравил ее с 21-й годовщиной возведения в сан игумении.

Архиерею сослужили настоятель Московского подворья Троице-Сергиевой лавры, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Стефан (Тараканов), священнослужители подворья, клирики Покровской обители.

За Литургией молились и причащались Святых Христовых Тайн настоятельница Покровского монастыря игумения Феофания, сестры обители и подворий монастыря, воспитанницы детского приюта при Покровском монастыре, прихожане и гости обители.

В завершение богослужения владыка Феогност обратился к собравшихся с архипастырским словом:

«Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня на вечерне читались паремии. И одна из паремий содержала выдержки из книги Притчей Соломона. В ней такие слова: "Премудрый уклонится от зла, безумный же самонадеян" (Притч. 14, 16). Эти слова краткие, но настолько емкие и глубокие, что мы не в состоянии охватить их своим умом и осознать всю их глубину и смысл. Всякий человек хочет уклониться от зла, не встретиться со злом, но ему приходится встречаться с ним. Человек не может противиться этому злу, потому и сказано, что премудрый уклонится от зла, он не будет встречаться с ним. Безумный же самонадеян и склонен ко греху.

Мы часто каемся в одном и том же, но мало кто обличает себя в том, что является самонадеянным. Самонадеянность – это то, что разрушает человека изнутри и толкает его к злу. Самонадеянность есть не что иное, как недоверие к Богу. Верующий человек вверяет свою жизнь Богу, и Он во всем его существе: и в мыслях, и в слове, и в деле. Безумный же самонадеян. Он предполагает существование Бога, не отрицает Его, и он верит в Него. Но вместе с тем не доверяет Богу и в жизни всё делает по-своему – так, как он считает нужным, забывая о том, что есть Создатель, Промыслитель и Спаситель. Его самонадеянность лежит в основании всякого зла.

Самонадеянность – это свидетельство глубокого неверия человека. О таких людях сказано в Священном Писании "устами своими благословляют, а сердцем своим клянут" (Пс. 61), то есть устами признают существование Бога и верят в Него, но поскольку они самонадеяны, то надеются только на себя. Если "не надейтеся на князи, на сыны человеческия" (Пс. 145, 3), то тем более человек не может надеяться на себя. Ведь сама жизнь человека не принадлежит ему – всё от Бога. И сколько мы знаем высоких великих знатных крепких здоровых людей, которые быстро оставили эту жизнь и вселились туда, где нет уже этой жизни. Как нужно помнить, что мы должны свидетельствовать о своей вере в своей жизни и не только устами своими благословлять, но и доверять Богу, вверяться Ему.

Вот здесь, в этой святой Покровской обители, покоятся мощи святой праведной блаженной Матроны Московской. Всю свою жизнь она воистину провела по слову Христа Спасителя, который сказал про Себя: "Лисы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сын человеческий не имеет, где приклонить главу" (Мф. 8, 20). И у Матроны не было никогда ничего своего, и она переезжала из дома в дом, из квартиры в квартиру. Но она доверяла Богу, она была странницей на этой земле.

Нам не дано жить так, как жила Матрона. Но блажен тот человек, который в свою меру хотя бы смиряется и понимает, насколько был высок ее подвиг. Каждый в свою меру может доверяться Богу и не быть самонадеянным.

Самонадеяние – это проклятие, это даже хуже атеизма, потому что атеизм противится и борется с Богом, и такой человек – явный враг. А самонадеянный – тайный враг, его не видно, он как бы устами своими благословляет, но всей своей жизнью говорит о том, что он не доверяет Богу. Он самонадеян, и, как мы сегодня уже слышали, "премудрый уклонится от зла, безумный же самонадеян". Самонадеянный и попадет с беззаконниками в одну среду. Таковому нужно образумиться, а нам свидетельствовать свою веру, наше доверие к Богу и не быть самонадеянными. Аминь!»

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ