3 декабря 2017 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, день предпразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы, Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил возглавил Божественную литургию в храме Воскресения словущего Покровского ставропигиального женского монастыря Москвы.
За Литургией Его Блаженству сослужили: митрополит Тырговиштский Нифон; митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин; епископ Орский и Гайский Ириней; члены делегации Румынской Православной Церкви в священном сане; клирики обители и духовенство г. Москвы.
За богослужением присутствовал Чрезвычайный и Полномочный посол Румынии в Российской Федерации В. Соаре.
Среди молившихся в храме присутствовали Преосвященные архипастыри Украинской Православной Церкви, настоятельница Покровского ставропигиального женского монастыря игумения Феофания (Мискина), насельницы Покровской обители и воспитанницы монастырского приюта для девочек, а также многочисленные паломники.
Богослужебные песнопения исполнил хор Покровского монастыря.
Проповедь по запричастном стихе произнес епископ Орский и Гайский Ириней.
Затем Патриарх Румынский Даниил обратился к присутствующим в храме Воскресения словущего с Первосвятительским словом:
«Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства! Досточтимые отцы, матушка игумения Феофания! Дорогие братья и сестры!
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали очень важную притчу. “И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: “Что мне делать? некуда мне собрать плодов моих“. И сказал: “Вот что сделаю: сломаю житницы мои, и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись“. Но Бог сказал ему: “Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?“ Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет“ (Лк. 12, 16–21).
Святое Евангелие в Неделю 26-ю по Пятидесятнице было установлено Церковью именно в этот период Рождественского поста потому, что оно наполнено учениями, связанными с нашим духовным ростом в пути к великому празднику Рождества Христова, так как Бог, “богатый милостью“ (Эф. 2, 4), желал через Иисуса Христа “явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей“ (Эф. 2, 7).
В Священном Писании богатство и бедность не являются целью, а средством для приближения или отдаления от Бога и ближних. Поэтому и Святое Евангелие заключается словами: “Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет“ (Лк. 12, 21).
Притча о безумном богаче не говорит о каком-то именно человеке, потому что алчным, неблагодарным и немилосердным богачом может стать любой человек, душа которого пленена особенной привязанностью к ограниченным и преходящим материальным благам мира сего.
Само по себе богатство не злое, потому что оно приходит от Бога. Однако способы его использования могут быть хорошими или плохими. Евангелие говорит нам, что внезапно, неожиданно Бог сделал богачу сюрприз необычно большим урожаем в поле, чтобы увидеть, как тот воспользуется им. Бог помиловал богача, невзирая на какое-либо его достоинство; Бог сделал ему большой дар, ожидая, что и он, в свою очередь, даст другим. Но всё было не так. Неожиданный урожай не только не облагородил богача, но даже обесчеловечил его. Вместо приближения посредством этого дара к Богу и ближним богач отдалился и стал одиноким. А почему это случилось? Потому, что его духовное отношение к неожиданному материальному дару, пришедшему по милости и доброте Бога, становится страстным отношением, которое меняет его способ рассуждения, делает его “безумным“ из-за алчности души и привязанности к материальным благам. Вместо того, чтобы благодарить Бога и помогать ближним, нуждающимся в пищи, алчный богач забывает о Боге и ближнем. Он не благодарит Бога и не милует бедных, а думает лишь о себе, страхует себя материально, но становится духовно одиноким, ни с кем не говорит – только с самим собой, так как он думает только о себе.
“Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись“ (Лк 12, 19), – говорит самому себе богач из Евангелия. В своих планах о будущем богач использует глаголы “покоиться“, “есть“, “веселиться“, но мы не видим среди них глаголов “благодарить“ и “дарить“. Мы видим, что душа неблагодарного и немилосердного богача стала совсем телесной и в ней не осталось ничего духовного. Единственная забота его души – это покориться алчному телу, которое ест, пьет и веселится, забывая о Боге и ближних. Способ “покоя“ души на самом деле является его “погребением“ в материальных вещах. Именно поэтому Бог и говорит ему: “Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя“ (Лк 12, 20). Душа богача начала уже хоронить себя в материальных вещах, будучи в рабстве у тела, которое после смерти похоронят в материи земли. Мы наблюдаем здесь смерть души и падение алчного и страстного богача. Мы видим сокращение человеческой жизни до ее биологического состояния, до ее материального измерения: “Душа, покойся, ешь, пей, веселись!“ (Лк 12, 19) Даже веселие богача было истолковано святителем Кириллом Александрийским как веселие, связанное со страстным телесным удовольствием, вызванным чревоугодием.
Иллюзия алчного богача строить свое счастье исключительно на материальном богатстве, которым нужно наполнить новые и большие амбары, называется в Евангелии безумием. Поэтому Бог говорит следующие слова этому человеку, которого богатство обесчеловечило: “Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?“ (Лк 12, 20). То есть смерть разлучит тебя от всех твоих материальных благ. Но кто является теми, которые возьмут душу этого богача, потому что текст Евангелия не говорит, что “Бог возьмет твою душу“, а “возьмут“? Это таинственное множественное число может относиться либо к святым ангелам Господним, которые несут человеческую душу перед Праведным Судией, либо к бесам, которые уже завладели этим богачом путем страстей алчности и телесных похотей. Несмотря на толкование слова “возьмут“, в тексте важно, что физическая смерть человека имеет и духовное измерение, оценка или осуждение земной жизни. Слова “возьмут твою душу“ означают: от тебя спросят, как ты прожил твою земную жизнь.
Евангелие заканчивается очень серьезным заключением: “Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет“ (Лк 12, 21). Несчастный конец алчного и немилосердного богача вызван его страстью, или одержимостью, копить временные материальные богатства. Евангелие показывает нам, что существует и другая форма обогащения, кроме обогащения временными материальными богатствами. Имеется в виду обогащение души дарами Святого Духа, которые становятся добродетелями, или урожаем, души: “любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание“ (Гал. 5, 22–23). Эти богатства, или духовные клады, умножаются в бессмертной человеческой душе, а физическая смерть тела не может растворить их. Они – свет душ святых в вечной жизни Царствия Небесного.
Как мы обогащаемся в Боге? Мы можем обогатиться в Боге, во-первых, через веру и признательность, когда мы благодарим Бога за дар жизни и здоровья, а также за всякую помощь от Него, поскольку через молитву, как связь человека с Богом, Божия любовь становится богатством нашей души.
А еще больше мы обогащаемся в Боге тогда, когда дарим другим те дары, которые мы получили в знак Его любви к нам. На самом деле в этом и состоит суть сегодняшнего Евангелия: оно учит, что щедрость и милосердие Бога призывают нас становиться щедрыми или милосердными согласно призыву от Господа нашего Иисуса Христа: “Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд!“ (Лк 6, 36).
Понимая суровость евангельских слов, адресованных алчным богачам, и в то же время взирая на надежду, которую вселяют слова Спасителя в тех, которые духовно обогащаются, Церковь призывает нас вседневно сочетать пост с молитвой и милосердием. А милосердие может быть двух видов: материальным (пища, одежда и кров) или же духовным, когда мы говорим доброе слово, когда утешаем во время печали, когда мудро советуем в тяжелой ситуации и всё это сочетается с молитвой о здравии и спасении того, о ком мы заботимся.
В отличие от милосердия, которое приносит радость обеим сторонам, алчность нередко приносит с собой ссоры с соседями, друзьями, родными, а иногда даже судебные процессы, избиения и даже убийства. К сожалению, много войн между народами началось именно из-за алчности и духа властвования над другими. А бедность, если она не превращена в усилие духовно обогатиться через молитву и чистую жизнь в общении с Богом, порождает много зла: зависть, бунт, ненависть, кражу, коррупцию, отчаяние, моральный упадок, насилие и др.
Следовательно, сегодняшнее Евангелие является для нас светлым образом использования богатства как дара Божиего, который нужно разделять с бедными. Эта истина проникла в речь румынского народа в пословицу, которая исходит из сегодняшнего Евангелия: “Из дара даруешь и входишь в рай“. То есть мы должны дарить бедным и нуждающимся из тех даров, которые мы получили от Бога, для того, чтобы мы вошли в Царствие милосердной любви Бога. На самом деле только тогда, когда мы становимся милосердными, мы получаем райскую радость в душе, поскольку мы уподобляемся милосердному Богу.
Озаренная Евангелием Божией милосердной любви, Церковь призывала богатых людей на протяжении веков быть милосердными. Например, в Византии в Страстную седмицу император посещал богадельни, а потом давал деньги Церкви для дел милосердия. Также остальные Поместные Православные Церкви призывали царей, князей, господарей и богатых христиан быть милосердными и помогать бедным, поскольку через них Христос Господь тайно посещает нас. Например, в румынских княжествах первые больницы, богадельни, детские дома и паломнические дома были неоднократно организованы Церковью с помощью богатых и милосердных христиан. Мы знаем, что точно так же поступали и на Руси, где цари и дворяне помогали Церкви в ее социальном служении на протяжении веков.
Если для монахов обет нестяжания является обязательным, Церковь не проповедует бедность как идеал для мирян, а призывает всех верующих, особенно богатых, быть милосердными и помогать бедным, то есть давать нуждающимся из тех даров, которые они получили от Бога и умножают своими собственными усилиями. С другой стороны, Церковь не считает, что материальная бедность является состоянием отчаяния, а призывает бедных превратить их материальную бедность в духовное богатство через молитву и смирение, через доброе слово и доброе дело, через трудолюбие и надежу.
Сегодняшнее Евангелие призывает нас духовно обогащаться посредством веры, духовной доброты и добрых дел, соединяя пост и молитву с милосердием во славу Пресвятой Троицы и к нашему спасению.
Благодарим матушку Феофанию за гостеприимство, за то, что Она нас очень красиво приняла сегодня утром – с цветами, с огромной радостью, – за предоставленную нам возможность отслужить вместе с русскими иерархами, архиереями эту Литургию. Мы очень рады, что нам удалось почтить святые мощи блаженной Матроны, которую очень хорошо знают по всей России и во всем православном мире. Множество румынских паломников тоже приезжает сюда поклониться мощам блаженной Матроны. И мы таким образом видим, как православная вера и святые объединяют православный народ в духе единения и любви. Аминь!»
В знак благодарности и благословения Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил вручил игумении Феофании крест, выполненный в мастерских Румынской Патриархии, и диски с румынскими рождественскими колядками.
В свою очередь, игумения Феофания приветствовала Патриарха Даниила:
«Ваше Блаженство, Блаженнейший Патриарх Даниил! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, Высокопреподобия, дорогие гости, братья и сестры!
Мы сердечно рады приветствовать вас в стенах древней московской Покровской обители у мощей святой праведной блаженной Матроны Московской. Ваше Блаженство, для нас большая честь впервые принимать Вас и высокую делегацию Румынской Православной Церкви в Покровском ставропигиальном монастыре. В эти дни вся Русская Православная Церковь торжественно празднует 100-летие восстановления Патриаршества на Руси. Мы сердечно благодарим Его Святейшество Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за то, что по его Первосвятительскому благословению Вы, Ваше Блаженство, сегодня совершили Божественную литургию в Покровской обители и этим доставили огромную радость всем нашим паломникам.
Святая праведная блаженная Матронушка Московская – наша великая заступница и покровительница. Она помогает всем, кто с верою обращается к ней: в семьях наступает мир и благополучие, улаживаются дела на работе, в учебе, со здоровьем. А главное, блаженная старица всех приводит к вере Христовой. Нам часто рассказывают, что Матронушка сама снится людям и говорит: “Я тебе помогу – только приди ко мне!“ – а человек даже и не слышал раньше о ней. Он начинает искать и узнает, что есть такая православная святая, приезжает в нашу обитель, молится и получает просимое. Множество подобных историй зафиксировано нами, причем нередко о таких случаях нам сообщают и иностранные гости.
Как благословение Румынской Церкви от блаженной старицы Матроны в память о сегодняшнем богослужении в Покровской обители позвольте преподнести Вам, Ваше Блаженство, эту икону, написанную сестрами монастыря и освященную на святых мощах Матронушки.
Благословите молитвенно пожелать Вам, Ваше Блаженство, и всем сопровождающим Вас лицам обильных щедрот от Господа, неисчерпаемых милостей, доброго здравия и неизменного пребывания в радости и благодати Святого Утешителя Духа по молитвам Пресвятой Богородицы и блаженной Матронушки!
Многая Вам и благая лета!»
В дар Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу игумения Феофания преподнесла икону святой праведной блаженной Матроны Московской и четки.
Торжество завершилось трапезой, во время которой воспитанницы монастырского приюта для девочек представили праздничный концерт.