В августе 2020 года, игумен Иннокентий (Ольховой), эконом Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы, стал участником уникальной подводной экспедиции, целью которой было обследование легендарного парохода «Челюскин», затонувшего 13 февраля 1934 года у берегов Чукотки.
Героическая история спасения экипажа и пассажиров известна всему миру, безмолвным напоминанием об этих событиях на глубине 50 метров на дне Северного Ледовитого океана остался лежать легендарный корабль.
Спустя почти 90 лет в Арктику направилась разведывательно-водолазная команда из Москвы с большим опытом погружений в Черном и Балтийском морях. Поиск погибших кораблей и подводных лодок, главным образом времен Великой Отечественной войны, является приоритетным направлением работы команды, которую возглавляет Константин Богданов.
На этот раз условия работы в Чукотском море были осложнены плохой видимостью. Несмотря на то, что у поверхности вода выглядела совершенно прозрачной, по словам поисковиков, с тридцатиметровой глубины, начиналась непроглядная муть. При помощи мощных фонарей и профессиональной камеры удалось снять лишь отдельные детали «Челюскина». Уточнить координаты парохода и сделать его трехмерную модель дайверы смогли, благодаря современному многолучевому эхолоту.
В дальнейшем исследователи планируют создать общую электронную базу найденных кораблей, подводный интернет-музей, где «Челюскин» будет одним из главных экспонатов.
Краткая справка
В 1933 году пароход «Челюскин» должен был за один сезон навигации пройти от Мурманска до Владивостока. Экспедицию возглавлял начальник Севморпути Отто Шмидт, уже знакомый с этим маршрутом. Но в сентябре 33-го «Челюскин» намертво застрял во льдах Чукотского моря. Пять месяцев судно вынуждено было дрейфовать. В феврале 34-го стало очевидно, что пароходу не вырваться из ледового плена. Понимая, что корабль гибнет, экипаж заранее выгрузил провизию, дрова и топливо. Арктической зимой на дрейфующей льдине был разбит палаточный лагерь, в котором находились 104 человека, в том числе 10 женщин и двое детей, причем одна девочка родилась во время похода. Казалось бы, все силы челюскинцев должны были уходить на борьбу за выживание. Однако ученые и полярники проводили наблюдения и эксперименты, моряки следили за исправностью оборудования, дети учились, операторы снимали кино, журналисты писали материалы, а радист Эрнст Кренкель, наладив связь, передавал их репортажи на большую землю. Челюскинцы даже издавали свою стенгазету, рисуя ее цветными карандашами. Днем, свободные от вахт, занимались спортом, вечерами проходили смотры художественной самодеятельности и лекции, которые знаменитые ученые читали для экипажа. Были приготовлены взлетно-посадочные полосы.
5 марта 1934 года самолет АНТ-4 под командой летчика Анатолия Ляпидевского первым сел на импровизированный ледовый аэродром. В обратный рейс он взял женщин и детей, которых доставили в маленькое чукотское стойбище Ванкарем, расположенное на берегу Ледовитого океана. Еще через месяц до терпящих бедствие челюскинцев в перерывах между метелями долетят Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов, Сигизмунд Леваневский и Иван Доронин. Семь летчиков стали первыми героями Советского Союза. Виртуозная операция восхитила тогда весь мир. Все 104 челюскинца были спасены.
Подвиг челюскинцев был не напрасен. В годы войны полярным маршрутом будут доставлены сотни тысяч тонн военных грузов, которые сыграют важную роль в нашей победе над врагом.