24 июля, в день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги, наместник Троице-Сергиевой Лавры епископ Парамон совершил освящение недавно восстановленного храма Боголюбской иконы Божией Матери в Киновии – небольшом общежительном скиту, который находится западнее Гефсиманского (Черниговского) скита на берегу Гефсиманских прудов.
Церковь Киновии восстановлена после долгих лет запустения. Построенная в 1859 году, она представляет собой двухэтажное здание. Нижний храм ныне посвящен благоверному князю Игорю Черниговскому. В нем в свое время был похоронен известный подвижник пещер Гефсиманского скита Христа ради юродивый схимонах Филипп, тщанием которого и была построена скитская церковь. Главный верхний храм посвящен Боголюбской иконе Богородицы.
На территории Киновии до революции располагалось большое братское кладбище, где хоронили насельников Лавры. В самом скиту проживало до 30 человек братии. В советское время Киновия закрылась, и на ее территории вплоть до наших дней находилась «Швейная фабрика инвалидов» и техникум. Храм использовался не по назначению и быстро терял свое былое благолепие, была снесена колокольня. До наших дней от первоначального внутреннего убранства сохранились только фрагменты величественных росписей XIX века.
Сегодня молящиеся смогли увидеть уже полностью восстановленный Боголюбский храм - он красиво украшен как снаружи, так и внутри. Во время освящения храма епископом Парамоном было совершено омовение и помазание святого престола, облачение престола и жертвенника, освящение стен храма, а также перенесение и положение под престол и в антиминс святых мощей.
После освящения храма состоялась Литургия, на которой епископу Парамону сослужили настоятель Гефсиманского скита архимандрит Дамиан и братия обители. По окончании богослужения владыка наместник поздравил молящихся с освящением нового храма и обратился к ним с архипастырским словом:
«Поздравляю всех вас, дорогие братья и сестры, с днем памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Ольга – бабушка святого равноапостольного князя Владимира. Ольга посеяла семена христианской веры в сердце и душу молодого князя. Она сыграла важную роль в выборе веры, которая распространилась впоследствии на всей территории Руси, – веры православных христиан. Святая Ольга первой увидела, что только с православной верой может быть связано развитие нашего общества и нашего государства.
Мы живем в интересное время. Время, которое называют постсоветским. Советский период был направлен на то, чтобы ту веру, которую святая Ольга утвердила на нашей земле, искоренить. А вместо нее насадить какую-то идеологию. В это время не созидалось государство, не созидалось христианство, как раньше. Оно рушилось. Наше государство к началу XX в. погрузилось в эпоху, в которой страшно жить любому человеку – революции одна за другой, всепоглощающий хаос. В это время каждый думал о том, как бы выжить. И не задумывался о том, что происходит в его государстве, о том, какими ценностями оно живет. Это время разрушало нравственность народа осквернением храмов, использованием их в качестве помещений для иных нужд. Разрушало то, что создали, сохранили и пронесли через века деды и прадеды.
Храм Боголюбской иконы, как и многие другие, пострадал от того безумия, в которое погрузился народ. Точно так же, как душа, погружаясь в грех, погружается и в хаос. Только покаяние – то расположение, которое заставляет человека посмотреть на себя – является началом восстановления израненной души. И только отношение с любовью и заботой к храму делают его здоровым и чистым. Как и душу.
Трудиться над своим внутренним человеком нужно постепенно. Стабильность приведет к отличным результатам. Когда стабильно - в душе мир, свет такой же, как в этом храме сегодня. На душе становится радостно, потому что в этой душе присутствует благодать Божия так же, как она присутствует и почивает на этом престоле и в этом храме в день сегодняшнего освящения. Через молитвы, возносимые здесь, это место снова имеет то прежнее благодатное состояние, которое имело до революции.
Пусть эти стены принимают каждого переступившего порог храма и наполняют души и сердца людей благодатью Божией, которая молитвы возносит к Богу, отгоняет прочь смущение, а на душе оставляет только благодать Божию, согревающую, ободряющую и утешающую душу каждого человека.